Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Задания Д2 A2. Задания реальной версии ЕНТ 2021 года на позиции 2
1.  
i

CИН­ДРОМ ГУР­МА­НА

Швей­цар­ские ис­сле­до­ва­те­ли об­на­ру­жи­ли новое пи­ще­вое рас­строй­ство, воз­ни­ка­ю­щее при опре­де­лен­ном типе по­ра­же­ния мозга и вы­зы­ва­ю­щее стрем­ле­ние к де­ли­ка­те­сам. Док­тор Ма­ри­ан­на Ре­гард за­ме­ча­ет: «Этот новый син­дром ука­зы­ва­ет на то, что даже те за­ви­си­мо­сти и рас­строй­ства, ко­то­рые не ухуд­ша­ют здо­ро­вье, могут яв­лять­ся след­стви­ем по­вре­жде­ния опре­де­лен­ной части мозга». «Син­дром гур­ма­на» об­на­ру­жи­ли у 36 па­ци­ен­тов, за ко­то­ры­ми на­блю­да­ли в те­че­ние трех лет. Впер­вые этот син­дром был за­ме­чен у двух муж­чин, вос­ста­нав­ли­ва­ю­щих­ся после ин­суль­та в швей­цар­ской боль­ни­це. По мере вы­здо­ров­ле­ния они на­ча­ли про­яв­лять тягу к изыс­кан­ной пище. Cин­дром этот не опа­сен для жизни и здо­ро­вья че­ло­ве­ка, чего не ска­жешь о его ко­шель­ке.

Cино­ним к вы­ра­же­нию изыс­кан­ная пища в тек­сте

1) пир
2) тра­пе­за
3) уго­ще­нье
4) ку­ша­нье
5) де­ли­ка­те­сы
2.  
i

Kван­то­вая те­ле­пор­та­ция — это не пе­ре­ме­ще­ние каких-либо пред­ме­тов, как обыч­но де­мон­стри­ру­ют про­цесс в филь­мах и опи­сы­ва­ют в фан­та­сти­че­ских ро­ма­нах. Это мгно­вен­ное пе­ре­ме­ще­ние в про­стран­стве ча­стиц-кван­тов. Ос­нов­ное при­ме­не­ние кван­то­вой те­ле­пор­та­ции — пе­ре­да­ча ин­фор­ма­ции на боль­шие рас­сто­я­ния. Это ка­жет­ся не таким ве­ли­ким от­кры­ти­ем XXI века, как дру­гие, но вме­сте с по­тен­ци­аль­ны­ми воз­мож­но­стя­ми те­ле­пор­та­ции роль ее воз­рас­та­ет. На­при­мер, при осво­е­нии дру­гих пла­нет или стро­и­тель­стве кос­ми­че­ских стан­ций обмен ин­фор­ма­ци­ей с такой ско­ро­стью от­кры­ва­ет боль­шие воз­мож­но­сти для ис­сле­до­ва­ний. Да и на Земле не по­ме­шал бы ин­тер­нет, ра­бо­та­ю­щий со ско­ро­стью кван­тов.

Пре­иму­ще­ство кван­то­вой те­ле­пор­та­ции, со­глас­но тек­сту

1) со­зда­ние и со­вер­шен­ство­ва­ние ро­бо­тов
2) стро­и­тель­ство кос­ми­че­ских стан­ций
3) осво­е­ние дру­гих га­лак­тик
4) пе­ре­ме­ще­ние пред­ме­тов
5) вы­со­кая ско­рость пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции
3.  
i

ПО­ПУ­ГАЙ КЕША И НЕ­ГО­ВО­РЯ­ЩАЯ КОШКА КСЮША

У зна­ко­мых дома живут го­во­ря­щий по­пу­гай Кеша и не­го­во­ря­щая кошка Ксюша. Когда кошка го­лод­ная, она при­хо­дит на кухню и на­чи­на­ет вы­пра­ши­вать еду. Хо­зяй­ка дома го­во­рит детям: «Кто-ни­будь, по­кор­ми­те Ксюшу» (самой ей за­ни­мать­ся этим не­ко­гда, и функ­ция корм­ле­ния Ксюши лежит на детях). Од­на­ж­ды про Ксюшу все за­бы­ли, всем было не до нее, никто ее не кор­мил, и кошка, вспом­нив свои охот­ни­чьи ин­стинк­ты, ре­ши­ла пой­мать Кешу, си­дев­ше­го в клет­ке. Под­крав­шись к клет­ке, Ксюша про­су­ну­ла лапу между пру­тья­ми и пы­та­лась схва­тить гор­дую птицу. Бед­ный по­пу­гай за­бил­ся в самый даль­ний угол клет­ки и ис­те­рич­но кри­чал на всю квар­ти­ру: «ПО­КОР­МИ­ТЕ КСЮШУ!!! КТО-НИ­БУДЬ, ПО­КОР­МИ­ТЕ КСЮШУ!!!»

В сю­же­те тек­ста от­сут­ству­ет(-ют)

1) по­пу­гай Кеша
2) дети хо­зяй­ки
3) со­бач­ка Молли
4) хо­зяй­ка дома
5) кошка Ксюша
4.  
i

ЧЕР­НЫЙ АИСТ

Как это ни смеш­но, но своим нра­вом чер­ный аист на­по­ми­на­ет снеж­но­го барса. Такой же скрыт­ный и осто­рож­ный. Это хо­ро­шая черта для су­ще­ства, ко­то­ро­му гро­зит ис­чез­но­ве­ние. Ос­нов­ная угро­за — уни­что­же­ние есте­ствен­ной среды оби­та­ния чер­но­го аиста: вы­су­ши­ва­ние болот и во­до­е­мов, вы­руб­ка лесов.

За ис­клю­че­ни­ем цвета, внеш­ний вид птицы схо­ден с внеш­но­стью бе­ло­го аиста, ко­то­рый также за­не­сен в Крас­ную книгу.

Чер­ный аист, по­доб­но бе­ло­му, голос по­да­ет редко, но его «раз­го­вор­ный» ре­пер­ту­ар го­раз­до бо­га­че. В по­ле­те он из­да­ет гром­кий, до­воль­но при­ят­ный на слух крик, а в брач­ный пе­ри­од гром­ко шипит. Еще чер­но­му аисту при­су­щи каш­ля­ю­щие гор­ло­вые звуки.

Ак­тив­ны чер­ные аисты толь­ко в днев­ное время.

Общая черта ха­рак­те­ра чер­но­го аиста и снеж­но­го барса, со­глас­но тек­сту

1) ре­ши­тель­ность
2) преду­смот­ри­тель­ность
3) со­об­ра­зи­тель­ность
4) сме­лость
5) лов­кость
5.  
i

Все­мир­ные вы­став­ки де­лят­ся на две ос­нов­ные груп­пы: уни­вер­саль­ные и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные. Вы­став­ки этих ка­те­го­рий раз­ли­ча­ют­ся про­дол­жи­тель­но­стью, общей пло­ща­дью и те­ма­ти­кой. Ис­то­рия про­ве­де­ния EXPO на­ча­лась в Лон­до­не в 1851 году с вы­став­ки луч­ших про­мыш­лен­ных до­сти­же­ний. Так, в 1867 году в Па­ри­же был впер­вые про­де­мон­стри­ро­ван гид­рав­ли­че­ский лифт. Де­вя­тью го­да­ми позд­нее в Фи­ла­дель­фии по­се­ти­те­ли удив­ля­лись пер­вым швей­ной и пи­шу­щей ма­шин­кам, а также дру­гой но­вин­ке — те­ле­фо­ну. 1889 год по­да­рил Па­ри­жу Эй­фе­ле­ву башню, а в 1958 году на Все­мир­ной вы­став­ке в Брюс­се­ле была по­ка­за­на копия пер­во­го ис­кус­ствен­но­го спут­ни­ка Земли. Се­год­ня все­мир­ные вы­став­ки EXPO со­би­ра­ют мил­ли­о­ны людей со всего мира и яв­ля­ют­ся сво­е­го рода смот­ром тех­но­ло­ги­че­ских и на­уч­ных до­сти­же­ний.

Экс­по­нат EXPO, не ука­зан­ный в тек­сте

1) гид­рав­ли­че­ский лифт
2) мо­дель эко­мо­би­ля
3) пи­шу­щая ма­шин­ка
4) пер­вый те­ле­фон
5) копия ис­кус­ствен­но­го спут­ни­ка Земли
6.  
i

Ан­дер­сен умел ра­до­вать­ся всему ин­те­рес­но­му и хо­ро­ше­му, что по­па­да­ет­ся на каж­дой тро­пин­ке и на каж­дом шагу. Он об­ла­дал та­лан­том, ред­кой спо­соб­но­стью за­ме­чать то, что усколь­за­ет от ле­ни­вых че­ло­ве­че­ских глаз.

Сухой мох рас­сы­па­ет из своих кув­шин­чи­ков изу­мруд­ную пыль­цу. Об­ло­мок пер­ла­мут­ро­вой ра­куш­ки так мал, что из него нель­зя сде­лать даже кар­ман­ное зер­каль­це для куклы. Но зато он пе­ре­ли­ва­ет­ся и бле­стит мно­же­ством не­яр­ких кра­сок. Так горит на утре­ней заре небо над Бал­ти­кой. Разве не пре­крас­на каж­дая тра­вин­ка, каж­дое ле­ту­чее се­меч­ко липы? Из него обя­за­тель­но вы­рас­тет мо­гу­чее де­ре­во.

Обо всем этом Ан­дер­сен писал рас­ска­зы и сказ­ки.

Пе­ре­ли­ва­ет­ся и бле­стит мно­же­ством не­яр­ких кра­сок

1) ле­ту­чее се­меч­ко липы
2) кув­шин­чи­ки су­хо­го мака
3) об­ло­мок пер­ла­мут­ро­вой ра­куш­ки
4) кар­ман­ное зер­каль­це для куклы
5) изу­мруд­ная пыль­ца мха
7.  
i

1. Люди на всей земле ис­поль­зу­ют не­ве­ро­ят­ное ко­ли­че­ство бу­ма­ги. Один че­ло­век по­треб­ля­ет около 150 ки­ло­грам­мов бу­ма­ги в год. Это наши тет­ра­ди, жур­на­лы, книги, бу­маж­ные па­ке­ты и кар­тон­ные ко­роб­ки для упа­ков­ки, бу­ма­га, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся в ги­ги­е­ни­че­ских целях, сал­фет­ки, бу­маж­ные по­ло­тен­ца и туа­лет­ная бу­ма­га.

2. Мно­гие из­де­лия из бу­ма­ги про­из­во­дят­ся из вто­рич­но­го сырья, то есть из ма­ку­ла­ту­ры. Вы­со­ко­ка­че­ствен­ная бу­ма­га про­из­во­дит­ся из цел­лю­ло­зы. Чем более раз­ви­та стра­на, тем боль­ше цел­лю­ло­зы она по­треб­ля­ет.

3. Но надо пом­нить, что про­из­вод­ство бу­ма­ги очень вред­но для окру­жа­ю­щей среды, за­во­ды по про­из­вод­ству бу­ма­ги вы­де­ля­ют очень много уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ру.

Ответ на во­прос «Что про­из­во­дят из бу­ма­ги?» можно найти в аб­за­це(-ах)

1) 3
2) 1
3) 2
4) 2, 3
5) 1, 2

Вес­ной у моего окна на бе­ре­зе на­ча­ли стро­ить гнез­до му­хо­лов­ки. Это серые, не­при­мет­ные на вид птицы. В по­ле­те они были по­хо­жи на кро­хот­ные вер­то­ле­ты. Они на ми­ну­ту-дру­гую по­ви­са­ли в воз­ду­хе, тре­пе­та­ли кры­лья­ми, отыс­ки­ва­ли на дворе пу­шин­ки, сухой лист, со­ло­му и сразу несли их к сво­е­му до­ми­ку на бе­ре­зе.

Вне­зап­но над моей го­ло­вой карк­ну­ла во­ро­на, гром­ко хлоп­ну­ла кры­лья­ми и усе­лась на вер­ши­ну бе­ре­зы. Стала во­ро­ва­то по­гля­ды­вать по сто­ро­нам.

Птицы по­чу­я­ли не­доб­рое, бро­си­лись к не­зва­ной го­стье и при­ня­лись кру­жить над ней, тре­вож­но по­кри­ки­вать. Вско­ре на по­мощь им по­до­спе­ли си­ни­цы, во­ро­бьи, го­ри­хвост­ки. Серая раз­бой­ни­ца е вы­дер­жа­ла на­тис­ка малых птах и пред­по­чла по­ско­рей уда­лить­ся.

На­зва­ние, рас­кры­ва­ю­щее ос­нов­ную мысль тек­ста

1) Серая раз­бой­ни­ца
2) Тру­до­лю­би­вые му­хо­лов­ки
3) Пти­чья со­ли­дар­ность
4) Кро­хот­ные вер­то­ле­ты
5) По­строй­ка гнез­да
9.  
i

1. Об­ще­ствен­ных учеб­ных за­ве­де­ний до XVII века в Рос­сии прак­ти­че­ски не су­ще­ство­ва­ло. Дво­рян­ских детей обу­ча­ли спе­ци­аль­но на­ня­тые учи­те­ля, для осталь­ных путь к об­ра­зо­ва­нию был за­крыт. Лишь с по­яв­ле­ни­ем пер­вых школ по­яви­лось де­ле­ние на учеб­ное время и время для от­ды­ха, а также не­об­хо­ди­мость по­до­брать слово, обо­зна­ча­ю­щее сво­бод­ное от учебы время. И это были вовсе не «ка­ни­ку­лы». Это по­ня­тие вошло в рус­ский язык лишь к концу XIX века, а рань­ше еже­год­ные «от­пус­ка» школь­ни­ков на­зы­ва­ли ва­кан­са­ми.

2. В ста­рые вре­ме­на, как и сей­час, уче­ни­ки раз­лич­ных учеб­ных за­ве­де­ний по­лу­ча­ли отдых от за­ня­тий не­сколь­ко раз в году. Но так как лет­ние ва­кан­сы были более длин­ны­ми, по­тре­бо­ва­лось найти для них от­дель­ное слово. Вот тогда-то и вспом­ни­ли о рим­ской «ка­ни­ку­ле», для удоб­ства при­дав тер­ми­ну мно­же­ствен­ное число, как у уже при­выч­ных на тот мо­мент «ва­кан­сов».

Общее между сло­ва­ми «ва­кан­сы» и «ка­ни­ку­лы», со­глас­но тек­сту

1) оба по­ня­тия вошли в язык в конце XIX века
2) про­ис­хож­де­ние слов из тюрк­ских язы­ков
3) тол­ко­ва­ние слов свя­за­но с со­звез­ди­я­ми
4) тол­ко­ва­ние слов очень слож­ное
5) обо­зна­ча­ют время от­ды­ха для уче­ни­ков
10.  
i

В ста­ри­ну ор­на­мен­ты имели сим­во­ли­че­ское зна­че­ние.

Ор­на­мен­ты были на­сто­я­щим язы­ком ко­чев­ни­ков (если в рус­ском ал­фа­ви­те 33 буквы, то древ­них узо­ров се­год­ня из­вест­но около 1300!). Когда в аул при­ез­жал гость, по степ­но­му эти­ке­ту его нель­зя было рас­спра­ши­вать, от­ку­да он при­был. И тогда мест­ные при­смат­ри­ва­лись к ко­стю­му ви­зи­те­ра, укра­ше­ни­ям. В степи каж­дый знал, что на за­па­де, до­пу­стим, пред­по­чи­та­ли гео­мет­ри­че­ские узоры, ма­сте­ра на юге при­ме­ня­ли рас­ти­тель­ные ор­на­мен­ты, а на во­сто­ке чаще встре­чал­ся зо­оморф­ный мотив.

Утвер­жде­ние, со­от­вет­ству­ю­щее тесту

1) Ор­на­мент нес в себе опре­де­лен­ную ин­фор­ма­цию
2) Ко­ли­че­ство ор­на­мен­тов огра­ни­че­но пя­тью­ста­ми зна­ка­ми
3) Через ор­на­мент люди воз­дей­ство­ва­ли на при­ро­ду
4) Ор­на­мент — это обе­рег, за­щи­ща­ю­щий людей от злых сил
5) Ор­на­мент — это про­сто от­вле­чен­ный знак

УСТРОЙ­СТВА ПЕР­СО­НАЛЬ­НО­ГО КОМ­ПЬЮ­ТЕ­РА

1. При всем мно­го­об­ра­зии мо­ди­фи­ка­ций и ва­ри­ан­тов пер­со­наль­ных ком­пью­те­ров в любой ком­плект вхо­дят одни и те же виды устройств. Услов­но их можно раз­де­лить на внут­рен­ние де­та­ли (их еще на­зы­ва­ют «ком­плек­ту­ю­щи­ми») и внеш­ние, пе­ри­фе­рий­ные.

2. Все ком­плек­ту­ю­щие про­жи­ва­ют внут­ри си­стем­но­го блока, — ино­гда его еще по ста­рин­ке на­зы­ва­ют про­цес­со­ром. Не пу­тай­те: на­сто­я­щий про­цес­сор — это лишь одна не­боль­шая мик­ро­схе­ма, ко­то­рая тоже рас­по­ло­же­на внут­ри си­стем­но­го блока.

3. Внеш­ние устрой­ства под­клю­ча­ют­ся к си­стем­но­му блоку через осо­бые разъ­емы-порты. В первую оче­редь это глав­ные устрой­ства ввода-вы­во­да ин­фор­ма­ции — мо­ни­тор, кла­ви­а­ту­ра и мышь. Су­ще­ству­ет еще и масса до­пол­ни­тель­ных внеш­них устройств — прин­те­ров, ска­не­ров, емких внеш­них дис­ко­во­дов... Их при­сут­ствие не яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным для ком­пью­те­ра, но они могут сде­лать вашу ра­бо­ту более ком­форт­ной...

Из пер­во­го аб­за­ца можно узнать, что

1) внеш­ние устрой­ства могут сде­лать ра­бо­ту на ПК удоб­ной
2) ком­плек­ту­ю­щие де­та­ли на­хо­дят­ся внут­ри си­стем­но­го блока
3) все ПК имеют оди­на­ко­вые виды устройств
4) на­сто­я­щий про­цес­сор — это ма­лень­кая мик­ро­схе­ма
5) внеш­ние устрой­ства не яв­ля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми для ком­пью­те­ра

Га­зет­ная «утка», по­явив­ша­я­ся в Гер­ма­нии в се­ре­ди­не XVII века, не имеет ни­че­го об­ще­го со сво­и­ми сим­па­тич­ны­ми пер­на­ты­ми тез­ка­ми. Она об­ре­ла жизнь бла­го­да­ря из­веч­ной жажде жур­на­ли­стов к сен­са­ци­ям. Для ре­дак­то­ров на­ли­чие в га­зе­те пус­кай даже самой не­ле­пой но­во­сти было край­не вы­год­но, так как при­но­си­ло из­да­нию по­пу­ляр­ность, но все же, опа­са­ясь брать на себя от­вет­ствен­ность за прав­ди­вость фак­тов, жур­на­ли­сты де­ла­ли на полях по­мет­ку NT, что рас­шиф­ро­вы­ва­лось как «Не про­ве­ре­но». По слу­хо­во­му вос­при­я­тию, эти буквы, ко­то­рые чи­та­ют­ся как «энте», сов­па­да­ют с не­мец­ким сло­вом «ente» («утка»). ______ ни в чем не по­вин­ная птица стала отож­деств­лять­ся с без­за­стен­чи­вой жур­на­лист­ской ложью.

Вме­сто про­бе­ла можно вста­вить слово (со­че­та­ние слов)

1) так
2) без­услов­но
3) хотя
4) ра­зу­ме­ет­ся
5) на­о­бо­рот
13.  
i

Под на­по­ром по­ры­ви­сто­го ветра не­сколь­ко то­нень­ких веток при­бреж­ной лозы оку­на­ют­ся в воду. Ветер пре­кра­ща­ет­ся. И мороз тут же со­вер­ша­ет свое вол­шеб­ство: на ве­точ­ках по­сте­пен­но об­ра­зу­ет­ся про­зрач­ная ле­дя­ная корка. Про­хо­дит не­ко­то­рое время, и те­перь до­ста­точ­но лишь лег­ко­го ду­но­ве­ния ве­тер­ка, чтобы ветви со­при­кос­ну­лись друг с дру­гом. И тогда раз­да­ет­ся при­ят­ное «тинь-тинь, тинь-тинь...». Чи­стые, не­яс­ные звуки — самый на­сто­я­щий хру­сталь­ный пе­ре­звон.

Стою за­ча­ро­ван­ный и смот­рю, как ветер-дирижёр то резко, то плав­но пе­ре­би­ра­ет вет­ка­ми-стру­на­ми, на­иг­ры­вая ме­ло­дию зимы.

Ме­та­фо­ра, ис­поль­зо­ван­ная в тек­сте

1) ветер-ди­ри­жер
2) чи­стые звуки
3) при­ят­ное «тинь-тинь...»
4) по­ры­ви­стый ветер
5) лег­кое ду­но­ве­ние
14.  
i

Дель­фин — одно из самых уни­каль­ных по сво­е­му со­вер­шен­ству мор­ских мле­ко­пи­та­ю­щих. Эти доб­ро­же­ла­тель­ные со­зда­ния от­ли­ча­ют­ся ве­се­лым нра­вом и боль­шим умом. Ради раз­вле­че­ния они могут пус­кать под водой пу­зырь­ки воз­ду­ха в виде коль­ца при по­мо­щи ды­ха­ния.

На­блю­де­ния уче­ных по­ка­за­ли, что дель­фи­ны легко под­да­ют­ся при­ру­че­нию и дрес­си­ров­ке. Они быст­ро обу­ча­ют­ся раз­лич­ным цир­ко­вым трю­кам, с увле­че­ни­ем иг­ра­ют в мяч, го­ня­ют его по по­верх­но­сти бас­сей­на, пры­га­ют через обруч. С тро­га­тель­ной за­бо­той они от­но­сят­ся друг к другу. Дель­фи­ны не ду­ма­ют об опас­но­сти и мчат­ся по пер­во­му зову на по­мощь то­ва­ри­щу, когда с ним слу­ча­ет­ся беда.

Дель­фи­ны, со­глас­но тек­сту, от­но­сят­ся к клас­су

1) бес­по­зво­ноч­ных
2) зем­но­вод­ных
3) чле­ни­сто­но­гих
4) пре­смы­ка­ю­щих
5) мле­ко­пи­та­ю­щих
15.  
i

Ка­за­хи с тре­пе­том к ува­же­ни­ем от­но­си­лись к своей ис­то­рии и кор­ням по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

«Жетi ата» — это свое­об­раз­ная ро­до­слов­ная каж­до­го ка­за­ха. Счи­та­лось что если люди по­же­ни­лись и яв­ля­ют­ся род­ствен­ни­ка­ми до седь­мо­го ко­ле­на, то это может при­ве­сти к кро­во­сме­ше­нию и не­га­тив­ным по­след­стви­ям. Каж­дый казах обя­зан был знать всех своих семь пред­ков, чтобы не до­пу­стить такой ошиб­ки. А отцы даже за­став­ля­ли детей учить ро­до­слов­ную на­и­зусть. Сей­час не все ка­за­хи знают все семь своих по­ко­ле­ний, од­на­ко ста­ра­ют­ся раз­уз­нать о своем про­ис­хож­де­нии как можно боль­ше.

Не­зна­ние ро­до­слов­ной, со­глас­но тек­сту, может при­ве­сти к

1) за­бве­нию пред­ков
2) от­ре­че­нию от рода
3) кро­во­сме­ше­нию
4) ни­ги­ли­зу мо­ло­дых
5) раз­ла­ду между род­ствен­ни­ка­ми
16.  
i

Kазах­стан — уди­ви­тель­ное го­су­дар­ство Цен­траль­ной Азии.

Cердце стра­ны — цен­траль­ный Ка­зах­стан. Это со­кро­вищ­ни­ца при­род­ных бо­гатств. Здесь на­хо­дят­ся озеро Бал­хаш и пре­крас­ней­ший Кар­ка­ра­лин­ский горно-лес­ной оазис.

Южный ре­ги­он – это земля древ­ней куль­ту­ры и ис­то­рии, сла­вя­ща­я­ся древни­ми мав­зо­ле­я­ми. Глав­ны­ми ре­ка­ми этого края яв­ля­ют­ся Сыр­да­рья, Чу, Или, Ка­ра­тал, Аксу, Лепсы. Круп­ны­ми озёрами счи­та­ют­ся Бал­хаш, Са­сык­коль, Ала­коль.

Уни­каль­ное гео­по­ли­ти­че­ское ме­сто­рас­по­ло­же­ние имеет Во­сточ­ный Ка­зах­стан. Он на­хо­дит­ся на гра­ни­цах Китая, Рос­сии, Мон­го­лии, что по­вли­я­ло на сме­ше­ние куль­тур и тра­ди­ций на дан­ной тер­ри­то­рии. Пу­те­ше­ствуя по Во­сточ­но­му Ка­зах­ста­ну, можно встре­тить­ся с ко­чев­ни­ка­ми, дех­ка­на­ми, ры­ба­ка­ми и жи­вот­но­во­да­ми.

Cевер­ный Ка­зах­стан рас­по­ло­жен в бас­сей­не рек Тобол, Есил и Оба­ган. Здесь име­ют­ся озёра: Ку­с­му­рин, Сары-Кора, Тен­гиз, Кор­гал­жын. На тер­ри­то­рии Се­вер­но­го Ка­зах­ста­на рас­по­ло­же­ны пре­крас­ные гор­ные мас­си­вы, хвой­ные и берёзовые леса.

Зна­че­ние слова серд­це в тек­сте

1) важ­ней­шее место чего-ни­будь, сре­до­то­чие
2) сим­вол сре­до­то­чия лю­бов­ных пе­ре­жи­ва­ний
3) сим­вол сре­до­то­чия чувств, на­стро­е­ний
4) цен­траль­ный орган кро­во­об­ра­ще­ния
5) сим­вол сре­до­то­чия какой-ни­будь силь­ной стра­сти
17.  
i

ФИТ­НЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ

Cреди со­вре­мен­ных за­ня­тий фит­не­сом по­яв­ля­ют­ся новые на­прав­ле­ния ком­плекс­но­го ха­рак­те­ра, со­че­та­ю­щие эле­мен­ты си­ло­вых тре­ни­ро­вок, кар­дио и аэроб­ных на­гру­зок, ко­то­рые адап­ти­ру­ют­ся для взрос­лых и детей.

Tак, шей­пинг-юни — про­грам­ма для детей, по­стро­ен­ная с учётом фи­зио­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей ор­га­низ­ма, — по­мо­жет при­об­щить ребёнка к за­ня­ти­ям фи­зи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми, сфор­ми­ро­вать осан­ку.

Tанцы для детей улуч­ша­ют мы­шеч­ную силу, гиб­кость, ко­ор­ди­на­цию дви­же­ний. На­при­мер, ба­лет­ная под­го­тов­ка по­мо­га­ет ис­пра­вить ис­крив­ле­ние по­зво­ноч­ни­ка, а на­род­ные танцы хо­ро­ши по­ло­жи­тель­ным воз­дей­стви­ем на пси­хо­эмо­ци­о­наль­ное здо­ро­вье ребёнка.

Tай-бо — это тре­ни­ров­ка для тела, ра­зу­ма и духа. Объ­еди­ня­ет в себе бо­е­вые ис­кус­ства, танцы, аэро­би­ку, бокс, ка­ра­те, кик­бок­синг.

Фит­бол по­ка­зан ма­лы­шам с за­бо­ле­ва­ни­я­ми нерв­ной си­сте­мы и опор­но-дви­га­тель­но­го ап­па­ра­та.

Зна­че­ние слова ха­рак­тер в тек­сте

1) ху­до­же­ствен­ный образ
2) со­во­куп­ность пси­хи­че­ских свойств че­ло­ве­ка
3) от­ли­чи­тель­ное свой­ство, ка­че­ство чего-ни­будь
4) со­во­куп­ность ду­хов­ных свойств че­ло­ве­ка
5) твёрдая воля, упор­ство в до­сти­же­нии цели
18.  
i

Cоздать прак­тич­ный элек­тро­дви­га­тель пы­та­лись мно­гие, а уда­лось это рус­ско­му учёному, ин­же­не­ру и изоб­ре­та­те­лю Бо­ри­су Семёно­ви­чу Якоби. Все осталь­ные кон­стру­и­ро­ва­ли элек­тро­дви­га­тель, ко­то­рый ра­бо­тал по прин­ци­пу па­ро­вой ма­ши­ны: дви­гал пор­шень вперёд и назад. В 1834 году Якоби пред­ло­жил со­вер­шен­но иной элек­тро­дви­га­тель — с вра­ща­ю­щей­ся внут­рен­ней ча­стью. В наши дни элек­тро­мо­то­ры устро­е­ны имен­но по этому прин­ци­пу. Дви­га­тель Якоби ис­пы­та­ли в 1839 году на Неве. В пла­ва­ние по реке от­пра­ви­лась лодка с 14 пас­са­жи­ра­ми. Про­тив те­че­ния её дви­гал мотор Якоби мощ­но­стью в одну ло­ша­ди­ную силу.

Зна­че­ние слова прак­тич­ный в тек­сте

1) уме­ю­щий раз­би­рать­ся в делах
2) де­ло­ви­тый в прак­ти­че­ских делах
3) удоб­ный, при­год­ный в дело, эко­ном­ный
4) от­но­ся­щий­ся к об­ла­сти прак­ти­ки
5) нуж­ный для прак­ти­ки, при­ви­ва­ю­щий уме­ния
19.  
i

Жизнь каж­до­го че­ло­ве­ка можно на­звать чудом, по­то­му что она на­пол­не­на со­бы­ти­я­ми,

ра­до­стя­ми, пе­ре­жи­ва­ни­я­ми, встре­ча­ми и рас­ста­ва­ни­я­ми. Таким чудом была и жизнь Алек­сандра Грина.

Ро­ман­ти­че­ская по­весть «Алые па­ру­са» — одно из луч­ших про­из­ве­де­ния пи­са­те­ля.

Это сказ­ка о вере в чудо, о по­э­ти­че­ской любви, о все­по­беж­да­ю­щей воз­вы­шен­ное мечте.

«Чудо может об­на­ру­жить себя во всем, — писал Алек­сандр Грин.

— В улыб­ке, в ве­се­лье, в каж­дом ска­зан­ном во­вре­мя нуж­ном слове. Я понял одну про­стую ис­ти­ну: она со­сто­ит в том, чтобы де­лать чу­де­са сво­и­ми ру­ка­ми... Если Душа че­ло­ве­ка жаж­дет чуда... Сде­лай ему это чудо... Новая Душа будет у него... И новая у тебя...».

Про­стая ис­ти­на для А. Грина за­клю­ча­ет­ся в сло­вах

1) Нужно де­лать чу­де­са сво­и­ми ру­ка­ми.
2) «Алые па­ру­са» — одно из луч­ших про­из­ве­де­ний.
3) Жизнь каж­до­го че­ло­ве­ка можно на­звать чудом.
4) Чуда может и не быть, но ве­рить надо.
5) Это сказ­ка о вере в чудо, о по­э­ти­че­ской любви.

1. Ин­те­рес к ка­че­ствен­ным, эко­ло­ги­че­ски чи­стым про­дук­там пи­та­ния, или био­про­дук­там, растёт в мире с каж­дым днём. Это ка­са­ет­ся ра­ци­о­на пи­та­ния как че­ло­ве­ка, так и до­маш­них жи­вот­ных.

2. Что пред­став­ля­ют собой био­про­дукт? Био — это про­дук­ты из эко­ло­ги­че­ски чи­сто­го, стро­го кон­тро­ли­ру­е­мо­го со­от­вет­ству­ю­щи­ми ин­стан­ци­я­ми сырья сель­ско­го хо­зяй­ства, не име­ю­ще­го ге­не­ти­че­ски ви­до­из­менённых со­став­ля­ю­щих и со­от­вет­ству­ю­щие ев­ро­пей­ско­му эко­стан­дар­ту. Рас­те­ния в таком хо­зяй­стве не удоб­ря­ют­ся пе­сти­ци­да­ми, ми­не­раль­ны­ми удоб­ре­ни­я­ми, осад­ка­ми из сточ­ных вод.

3. Жи­вот­ные со­дер­жат­ся в усло­ви­ях, со­от­вет­ству­ю­щих дан­но­му био­ло­ги­че­ско­му виду, по­лу­ча­ют на­ту­раль­ные корма, мень­ше ан­ти­био­ти­ков и не по­лу­ча­ют гор­мо­наль­ных пре­па­ра­тов (на­при­мер, гор­мо­нов роста). Био­про­дук­ты не под­вер­га­ют­ся иони­зи­ро­ван­но­му об­лу­че­нию и со­дер­жат очень мало до­ба­воч­ных ве­ществ. Эти огра­ни­че­ния рас­про­стра­ня­ют­ся и на корма для жи­вот­ных.

Утвер­жде­ние, со­от­вет­ству­ю­щее тек­сту

1) Био­про­дук­ты под­вер­га­ют­ся иони­зи­ро­ван­но­му об­лу­че­нию.
2) В рас­ти­тель­ном сырье био­про­дук­тов со­дер­жат­ся пе­сти­ци­ды.
3) Мясо жи­вот­ных со­дер­жит гор­мо­наль­ные пре­па­ра­ты.
4) Рас­ти­тель­ные ком­по­нен­ты био­про­дук­тов со­дер­жат осад­ки сточ­ных вод.
5) Био­про­дук­ты долж­ны со­от­вет­ство­вать ев­ро­пей­ско­му эко­стан­дар­ту.
21.  
i

ДОМ­Б­РА

Дом­б­ра была из­люб­лен­ным ин­стру­мен­том на­род­ных му­зы­кан­тов. Неж­ная, мягко пе­ву­чая и бар­хат­ная звуч­ность дом­б­ры из­вест­ка мно­гим. Дом­б­ру можно было из­го­то­вить и ис­поль­зо­вать в усло­ви­ях ко­че­во­го быта.

Тра­ди­ци­он­но­му на­род­но­му му­зи­ци­ро­ва­нию ка­за­хов, как пра­ви­ло, пред­ше­ство­ва­ли рас­сказ или ле­ген­да о воз­ник­но­ве­нии и со­дер­жа­нии кюя.

Одна из осо­бен­но­стей дом­бро­во­го ис­пол­ни­тель­ства — соль­ная форма игры на ин­стру­мен­те. Она спо­соб­ство­ва­ла вы­дви­же­нию ярких лич­но­стей в раз­лич­ные ис­то­ри­че­ские эпохи. Народ со­хра­няя имена луч­ших пред­ста­ви­те­лей — Кен-Буга, Асаи-Кайгы, Карт-Ногай, Бай­жи­гит, Бежен, Тат­тим­бет, Ка­зан­ган, Сей­тек, Дина Нур­пен­со­ва и др. Ис­кус­ство каж­до­го кюйши и его стиль от­ли­ча­лись яркой ин­ди­ви­ду­аль­но­стью, ха­рак­тер­ной ма­не­рой ис­пол­не­ния, опре­де­лен­ным ар­се­на­лом средств му­зы­каль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти и раз­но­об­ра­зи­ем те­ма­ти­ки дом­бро­вых кюев.

Соль­ная игра на дом­б­ре спо­соб­ство­ва­ла

1) вы­дви­же­нию ярких лич­но­стей
2) со­зда­нию ка­зах­ской му­зы­каль­ной ли­те­ра­ту­ры
3) из­го­тов­ле­нию раз­ных ин­стру­мен­тов
4) про­слав­ле­нию нот­ной гра­мо­ты
5) раз­но­об­ра­зию те­ма­ти­ки

О ГРИП­ПЕ

Мак­пан в школе вы­да­ли ин­фор­ма­ци­он­ный ли­сток, в ко­то­ром го­во­рит­ся: «Луч­ший спо­соб борь­бы с ви­ру­сом грип­па — иметь здо­ро­вое тело. Еже­днев­ная гим­на­сти­ка и опре­де­лен­ный ра­ци­он, со­дер­жа­щий много ово­щей и фрук­тов, ре­ко­мен­ду­ют­ся, чтобы по­мочь им­му­ни­те­ту бо­роть­ся с ви­ру­сом. Есть еще спо­соб борь­бы с этим опас­ным вра­гом — вак­ци­на­ция. При­вив­ки бес­плат­ны и до­ступ­ны всем. Уча­стие доб­ро­воль­ное. По утвер­жде­нию ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков, во­вре­мя про­ве­ден­ная вак­ци­на­ция по­мо­жет из­бе­жать за­бо­ле­ва­ния или пе­ре­бо­леть в лёгкой форме. Од­на­ко она может вы­звать уста­лость, не­боль­шую тем­пе­ра­ту­ру и боль в руке.

На се­го­дняш­ний день им­му­ни­за­цию про­хо­дит толь­ко 10% на­се­ле­ния стра­ны».

Ин­фор­ма­ция, со­от­вет­ству­ю­щая со­дер­жа­нию тек­ста

1) При­вив­ки от грип­па обя­за­тель­ны для всех.
2) Им­му­ни­за­цию про­хо­дит все на­се­ле­ние стра­ны.
3) Вак­ци­на­ция от грип­па может вы­звать по­боч­ные эф­фек­ты.
4) Взрос­лым при­вив­ки от грип­па де­ла­ют­ся плат­но.
5) Овощи и фрук­ты могут пол­но­стью за­ме­нить вак­ци­на­цию.
23.  
i

ЧУДО

Жизнь каж­до­го че­ло­ве­ка можно на­звать чудом, по­то­му что она на­пол­не­на со­бы­ти­я­ми, ра­до­стя­ми, пе­ре­жи­ва­ни­я­ми, встре­ча­ми и рас­ста­ва­ни­я­ми. Таким чудом была и жизнь Алек­сандра Грина.

Ро­ман­ти­че­ская по­весть «Алые па­ру­са» — одно из луч­ших про­из­ве­де­ний пи­са­те­ля.

Это сказ­ка о вере в чудо, о по­э­ти­че­ской любви, о все­по­беж­да­ю­щей воз­вы­шен­ной мечте.

«Чудо может об­на­ру­жить себя во всем», — писал Алек­сандр Грин. — В улыб­ке, в ве­се­лье, в каж­дом ска­зан­ном во­вре­мя нуж­ном слове. Я понял одну про­стую ис­ти­ну: она со­сто­ит в том, чтобы де­лать чу­де­са сво­и­ми ру­ка­ми. ...Если Душа че­ло­ве­ка жаж­дет чуда... Сде­лай ему это чудо... Новая Душа будет у него... И новая у те6я...».

Про­стая ис­ти­на для А. Грина за­клю­ча­ет­ся в сло­вах

1) Чуда может и не быть, но ве­рить надо.
2) Это сказ­ка о вере в чудо, о по­э­ти­че­ской любви.
3) Жизнь каж­до­го че­ло­ве­ка можно на­звать чудом.
4) «Алые па­ру­са» — одно из луч­ших про­из­ве­де­ний.
5) Нужно де­лать чу­де­са сво­и­ми ру­ка­ми.

ПЧЕЛЫ

Пчелы — не­ве­ро­ят­ные на­се­ко­мые. Они снаб­же­ны уни­каль­ной на­ви­га­ци­он­ной си­сте­мой, ко­то­рая по­мо­га­ет им ори­ен­ти­ро­вать­ся в про­стран­стве с по­ра­зи­тель­ной точ­но­стью. Их зри­тель­ные спо­соб­но­сти огра­ни­че­ны, но для по­ис­ка нуж­но­го пути при­ро­да на­де­ли­ла пчел уме­ни­ем ори­ен­ти­ро­вать­ся по Солн­цу, чув­ство­вать элек­тро­маг­нит­ное поле Земли и пом­нить ви­зу­аль­ные объ­ек­ты.

Пчелы — су­ще­ства со­ци­аль­ные. Они умеют об­щать­ся друг с дру­гом при по­мо­щи так на­зы­ва­е­мо­го ви­ля­ю­ще­го танца. Меняя по­ло­же­ние тела от­но­си­тель­но Солн­ца, они по­ка­зы­ва­ют своим со­ро­ди­чам ис­точ­ни­ки пищи и опре­де­ля­ют на­прав­ле­ние дви­же­ния. В по­след­ние годы по­пу­ля­ция пчел на Земле стре­ми­тель­но сни­жа­ет­ся.

Пчелы пре­крас­но ори­ен­ти­ру­ют­ся в про­стран­стве, бла­го­да­ря

1) уни­каль­но­му слуху
2) зри­тель­ным спо­соб­но­стям
3) уни­каль­ной на­ви­га­ци­он­ной си­сте­ме
4) по­пу­ля­ции пчел
5) уме­нию об­щать­ся друг с дру­гом
25.  
i

В Фин­лян­дии при­ня­та на­ци­о­наль­ная стра­те­гия по умень­ше­нию на­по­ло­ви­ну по­треб­ле­ния нефти и угля. Уче­ные пред­ла­га­ют за­ме­щать ка­мен­ный уголь и нефть био­мас­сой. Уголь будет замещён дре­ве­си­ной и ис­точ­ни­ка­ми воз­об­нов­ля­е­мой энер­гии. Нефть — дру­ги­ми ви­да­ми сырья: от­хо­да­ми лес­но­го сек­то­ра, био­от­хо­да­ми, мас­ла­ми пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти. Пла­ни­ру­ет­ся, что через 20 лет в стра­не будет не менее 250 тысяч элек­тро­мо­би­лей и не менее 50 тысяч га­зо­вых авто. С 2017 года в Фин­лян­дии пол­но­стью будет за­пре­ще­но раз­ме­щать от­хо­ды на свал­ках. Уже се­год­ня в ре­ги­о­не Хель­син­ки весь объём про­мыш­лен­ных и бы­то­вых от­хо­дов ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­бот­ки энер­гии. Финны счи­та­ют, что ме­то­ды про­из­вод­ства энер­гии, а также по­тре­би­тель­ские при­выч­ки че­ло­ве­че­ства не­об­хо­ди­мо ме­нять.

Ос­нов­ная мысль тек­ста за­клю­ча­ет­ся в пред­ло­же­нии

1) Уве­ли­че­ние по­треб­ле­ния нефти и газа — одно из на­прав­ле­ний эко­ло­гии Фин­лян­дии.
2) Не­це­ле­со­об­раз­ность из­ме­не­ний по­тре­би­тель­ских при­вы­чек че­ло­ве­че­ства.
3) Уголь - аль­тер­на­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние ис­точ­ни­ков энер­гии.
4) Уголь и нефть - важ­ное сырье транс­порт­ной со­став­ля­ю­щей эко­но­ми­ки.
5) Ре­ше­ние эко­ло­ги­че­ских про­блем - на­ци­о­наль­ная стра­те­гия Фин­лян­дии.
26.  
i

РОЖ­ДЕ­НИЕ ЗВЕЗ­ДЫ

Звез­ды, по мне­нию боль­шин­ства аст­ро­но­мов, воз­ник­ли (и про­дол­жа­ют рож­дать­ся сей­час в нашей и дру­гих га­лак­ти­ках) из сжи­ма­ю­щих­ся об­ла­ков газа к пыли. (1) об­ра­зу­ют­ся не на­сто­я­щие звез­ды, а их за­ро­ды­ши — «про­то­звез­ды», по­хо­жие на ша­ро­вые об­ла­ка таза. Га­зо­вый шар может пре­вра­тить­ся в на­сто­я­щую звез­ду тогда, когда внут­ри него за­ра­бо­та­ет «звезд­ный» ис­точ­ник энер­гии. Такой «ко­стер» на­чи­на­ет го­реть не сразу, нужно, чтобы внут­ри сжи­ма­ю­щей­ся «про­то­звез­ды» тем­пе­ра­ту­ра по­вы­си­лась хотя бы до де­ся­ти мил­ли­о­нов гра­ду­сов. Тогда за­ро­дыш пре­вра­тит­ся в на­сто­я­щую звез­ду, ко­то­рая будет дол­гое время све­тить бла­го­да­ря за­ра­бо­тав­ше­му в ее цен­тре надёжному ис­точ­ни­ку энер­гии.

Усло­вие пре­вра­ще­ния «про­то­звез­ды» в звез­ду

1) на­ли­чие ис­точ­ни­ка энер­гии
2) на­ли­чие скоп­ле­ния газа в га­лак­ти­ке
3) со­еди­не­ние не­сколь­ких «про­то­звезд»
4) сжа­тие пы­ле­вых шаров
5) со­еди­не­ние газа, и пыли в об­ла­ко
27.  
i

Мы усва­и­ва­ем с мо­ло­ком ма­те­ри не толь­ко пер­вые на­вы­ки об­ще­ния, но и... прак­ти­че­ски все не­об­хо­ди­мое в этот мо­мент ко­ли­че­ство каль­ция, без ко­то­ро­го не­воз­мож­но нор­маль­ное раз­ви­тие зубов и ко­стей. Мы вы­рас­та­ем, и мо­ло­ко по­сте­пен­но ухо­дит из на­ше­го по­все­днев­но­го ра­ци­о­не, а вме­сте с ним — и изоби­лие так не­об­хо­ди­мо­го для ор­га­низ­ма каль­ция.

Горь­кая прав­да за­клю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем: из всего каль­ция, по­треб­ля­е­мо­го с пищей у взрос­лых усва­и­ва­ет­ся толь­ко 25-30 %, в то время как у детей — до 70 %. Вса­сы­ва­ние каль­ция про­ис­хо­дит в тон­ком ки­шеч­ни­ке и усва­и­ва­ет­ся си­сте­мой био­ло­ги­че­ских ре­гу­ля­то­ров. Ор­га­низм че­ло­ве­ка са­мо­сто­я­тель­но под­дер­жи­ва­ет ба­ланс каль­ция — ве­ли­чи­ну аб­со­лют­но не­об­хо­ди­мую для нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти.

В тек­сте нет от­ве­та на во­прос

1) Сколь­ко про­цен­тов каль­ция усва­и­ва­ет­ся у детей?
2) Может ли под­дер­жи­вать ор­га­низм ба­ланс каль­ция?
3) Где про­ис­хо­дит вса­сы­ва­ние каль­ция?
4) По каким при­чи­нам у взрос­лых каль­ций усва­и­ва­ет­ся в малом объ­е­ме?
5) Сколь­ко про­цен­тов каль­ция усва­и­ва­ет­ся у взрос­лых?