Реальная версия ЕНТ по грамотности чтения 2021 года. Вариант 4232
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
1. Люди на всей земле используют невероятное количество бумаги. Один человек потребляет около 150 килограммов бумаги в год. Это наши тетради, журналы, книги, бумажные пакеты и картонные коробки для упаковки, бумага, которая используется в гигиенических целях, салфетки, бумажные полотенца и туалетная бумага.
2. Многие изделия из бумаги производятся из вторичного сырья, то есть из макулатуры. Высококачественная бумага производится из целлюлозы. Чем более развита страна, тем больше целлюлозы она потребляет.
3. Но надо помнить, что производство бумаги очень вредно для окружающей среды, заводы по производству бумаги выделяют очень много углекислого газа в атмосферу.
По содержанию текста можно ответить на вопрос
1. Люди на всей земле используют невероятное количество бумаги. Один человек потребляет около 150 килограммов бумаги в год. Это наши тетради, журналы, книги, бумажные пакеты и картонные коробки для упаковки, бумага, которая используется в гигиенических целях, салфетки, бумажные полотенца и туалетная бумага.
2. Многие изделия из бумаги производятся из вторичного сырья, то есть из макулатуры. Высококачественная бумага производится из целлюлозы. Чем более развита страна, тем больше целлюлозы она потребляет.
3. Но надо помнить, что производство бумаги очень вредно для окружающей среды, заводы по производству бумаги выделяют очень много углекислого газа в атмосферу.
Ответ на вопрос «Что производят из бумаги?» можно найти в абзаце(-ах)
1. Современная наука до сих пор не может дать ответ на вопрос, когда именно появились первые украшения. Археологические находки свидетельствуют о том, что украшения существовали уже в ранние эпохи развития человечества. К примеру, Возраст морских моллюсков с дырочками, сделанными вручную, найденных в Алжире и Израиле, ученые определили как 100-135 тысяч лет. Останки женщины эпохи палеолита, обнаруженные археологами в Малой Азии, лежали вместе с браслетами и бусами, вследствие чего она была названа первой в истории человечества модной дамой.
2. Представители первобытного общества старались украсить себя при помощи подручных материалов, чтобы выделяться среди своих соплеменников. Сначала древние люди украшали себя зубами, костями, рогами добытых животных, перьями птиц, позже — ракушками, косточками плодов, цветами, природными минералами, среди которых были янтарь, кремний, кварц и нефрит.
3. Первыми начали носить украшения мужчины. И делалось это не так, как принято в современном обществе. Это были не отдельные цепочки или кольца, а просто нагромождение различных изделий, за которыми иногда даже не было видно тела. Но древний мужчина не просто хотел красиво выглядеть. В те времена кольца, браслеты и ожерелья использовались не столько в качестве украшений, сколько как амулеты и обереги от злых духов и болезней. Кроме того, многие из них служили отличительными знаками вождей, воинов и охотников, но это случилось немного позже, когда начали появляться первые признаки иерархии.
Название, отражающее тему текста
1. Современная наука до сих пор не может дать ответ на вопрос, когда именно появились первые украшения. Археологические находки свидетельствуют о том, что украшения существовали уже в ранние эпохи развития человечества. К примеру, Возраст морских моллюсков с дырочками, сделанными вручную, найденных в Алжире и Израиле, ученые определили как 100-135 тысяч лет. Останки женщины эпохи палеолита, обнаруженные археологами в Малой Азии, лежали вместе с браслетами и бусами, вследствие чего она была названа первой в истории человечества модной дамой.
2. Представители первобытного общества старались украсить себя при помощи подручных материалов, чтобы выделяться среди своих соплеменников. Сначала древние люди украшали себя зубами, костями, рогами добытых животных, перьями птиц, позже — ракушками, косточками плодов, цветами, природными минералами, среди которых были янтарь, кремний, кварц и нефрит.
3. Первыми начали носить украшения мужчины. И делалось это не так, как принято в современном обществе. Это были не отдельные цепочки или кольца, а просто нагромождение различных изделий, за которыми иногда даже не было видно тела. Но древний мужчина не просто хотел красиво выглядеть. В те времена кольца, браслеты и ожерелья использовались не столько в качестве украшений, сколько как амулеты и обереги от злых духов и болезней. Кроме того, многие из них служили отличительными знаками вождей, воинов и охотников, но это случилось немного позже, когда начали появляться первые признаки иерархии.
Для украшений первобытные люди использовали материалы
1. Современная наука до сих пор не может дать ответ на вопрос, когда именно появились первые украшения. Археологические находки свидетельствуют о том, что украшения существовали уже в ранние эпохи развития человечества. К примеру, Возраст морских моллюсков с дырочками, сделанными вручную, найденных в Алжире и Израиле, ученые определили как 100-135 тысяч лет. Останки женщины эпохи палеолита, обнаруженные археологами в Малой Азии, лежали вместе с браслетами и бусами, вследствие чего она была названа первой в истории человечества модной дамой.
2. Представители первобытного общества старались украсить себя при помощи подручных материалов, чтобы выделяться среди своих соплеменников. Сначала древние люди украшали себя зубами, костями, рогами добытых животных, перьями птиц, позже — ракушками, косточками плодов, цветами, природными минералами, среди которых были янтарь, кремний, кварц и нефрит.
3. Первыми начали носить украшения мужчины. И делалось это не так, как принято в современном обществе. Это были не отдельные цепочки или кольца, а просто нагромождение различных изделий, за которыми иногда даже не было видно тела. Но древний мужчина не просто хотел красиво выглядеть. В те времена кольца, браслеты и ожерелья использовались не столько в качестве украшений, сколько как амулеты и обереги от злых духов и болезней. Кроме того, многие из них служили отличительными знаками вождей, воинов и охотников, но это случилось немного позже, когда начали появляться первые признаки иерархии.
Вопрос, на который нельзя ответить по содержанию текста
1. Современная наука до сих пор не может дать ответ на вопрос, когда именно появились первые украшения. Археологические находки свидетельствуют о том, что украшения существовали уже в ранние эпохи развития человечества. К примеру, Возраст морских моллюсков с дырочками, сделанными вручную, найденных в Алжире и Израиле, ученые определили как 100-135 тысяч лет. Останки женщины эпохи палеолита, обнаруженные археологами в Малой Азии, лежали вместе с браслетами и бусами, вследствие чего она была названа первой в истории человечества модной дамой.
2. Представители первобытного общества старались украсить себя при помощи подручных материалов, чтобы выделяться среди своих соплеменников. Сначала древние люди украшали себя зубами, костями, рогами добытых животных, перьями птиц, позже — ракушками, косточками плодов, цветами, природными минералами, среди которых были янтарь, кремний, кварц и нефрит.
3. Первыми начали носить украшения мужчины. И делалось это не так, как принято в современном обществе. Это были не отдельные цепочки или кольца, а просто нагромождение различных изделий, за которыми иногда даже не было видно тела. Но древний мужчина не просто хотел красиво выглядеть. В те времена кольца, браслеты и ожерелья использовались не столько в качестве украшений, сколько как амулеты и обереги от злых духов и болезней. Кроме того, многие из них служили отличительными знаками вождей, воинов и охотников, но это случилось немного позже, когда начали появляться первые признаки иерархии.
Утверждение, которому в тексте представлены доказательства
1. Озеро Балхаш, расположенное на востоке Казахстана, — крупнейший водоем Республики, вытянувшийся полумесяцем на 600 километров. Слово «Балхаш» возникло от слова «balkas», которое в переводе с казахского, татарского и алтайского языков означает «кочки на болоте», «болотистая местность, покрытая кочками». Балхаш занимает второе место после Каспийского моря в списке непересыхающих соленых озер мира. Оно является и самым большим в Казахстане.
2. Балхаш — единственное на планете озеро с разной по составу водой: западная его часть пресноводная, а восточная — соленая. Благодаря узкому проливу и полуострову Сарыесик воды озера не смешиваются. Озеро Балхаш не перестает удивлять своей загадочностью: до сих пор ученые не могут объяснить географический парадокс появления полупресноводного бессточного водоема среди степей, в районе сухого климата и малого выпадения осадков.
3. Озеро имеет природное происхождение, оно появилось вследствие неравномерного проседания Туранской плиты и затопления образованных углублений во втором периоде кайнозойской эры. На нем находится немало небольших островов и два крупных — Басарал и Тасарал. Из-за отсутствия стоков уровень воды в озере существенно колеблется в разное время года и зависит от дождей, количества снега в горах и от интенсивности испарения с поверхности водоема.
4. Земли Прибалхашья — пустыни и степи, покрытые камнями, глиной и щебнем. Однако некоторые растения приспособились к выживанию в трудных условиях. Своеобразным украшением озера служат около 60 видов редких растений, не имеющих корней и растущих прямо из воды.
5. Фауна озера разнообразная, тут обитает около 20 видов рыб. Эти места облюбовали примерно 120 видов пернатых, часть из которых занесена в Красную книгу. Довольно разнообразна и флора, привлекающая ботаников. Приехав на озеро Балхаш, путешественники открывают для себя его очаровательную природу, необычный животный и растительный мир.
О парадоксе озера Балхаш можно узнать из абзаца
1. Озеро Балхаш, расположенное на востоке Казахстана, — крупнейший водоем Республики, вытянувшийся полумесяцем на 600 километров. Слово «Балхаш» возникло от слова «balkas», которое в переводе с казахского, татарского и алтайского языков означает «кочки на болоте», «болотистая местность, покрытая кочками». Балхаш занимает второе место после Каспийского моря в списке непересыхающих соленых озер мира. Оно является и самым большим в Казахстане.
2. Балхаш — единственное на планете озеро с разной по составу водой: западная его часть пресноводная, а восточная — соленая. Благодаря узкому проливу и полуострову Сарыесик воды озера не смешиваются. Озеро Балхаш не перестает удивлять своей загадочностью: до сих пор ученые не могут объяснить географический парадокс появления полупресноводного бессточного водоема среди степей, в районе сухого климата и малого выпадения осадков.
3. Озеро имеет природное происхождение, оно появилось вследствие неравномерного проседания Туранской плиты и затопления образованных углублений во втором периоде кайнозойской эры. На нем находится немало небольших островов и два крупных — Басарал и Тасарал. Из-за отсутствия стоков уровень воды в озере существенно колеблется в разное время года и зависит от дождей, количества снега в горах и от интенсивности испарения с поверхности водоема.
4. Земли Прибалхашья — пустыни и степи, покрытые камнями, глиной и щебнем. Однако некоторые растения приспособились к выживанию в трудных условиях. Своеобразным украшением озера служат около 60 видов редких растений, не имеющих корней и растущих прямо из воды.
5. Фауна озера разнообразная, тут обитает около 20 видов рыб. Эти места облюбовали примерно 120 видов пернатых, часть из которых занесена в Красную книгу. Довольно разнообразна и флора, привлекающая ботаников. Приехав на озеро Балхаш, путешественники открывают для себя его очаровательную природу, необычный животный и растительный мир.
Вопрос, на который можно ответить по содержанию текста
1. Озеро Балхаш, расположенное на востоке Казахстана, — крупнейший водоем Республики, вытянувшийся полумесяцем на 600 километров. Слово «Балхаш» возникло от слова «balkas», которое в переводе с казахского, татарского и алтайского языков означает «кочки на болоте», «болотистая местность, покрытая кочками». Балхаш занимает второе место после Каспийского моря в списке непересыхающих соленых озер мира. Оно является и самым большим в Казахстане.
2. Балхаш — единственное на планете озеро с разной по составу водой: западная его часть пресноводная, а восточная — соленая. Благодаря узкому проливу и полуострову Сарыесик воды озера не смешиваются. Озеро Балхаш не перестает удивлять своей загадочностью: до сих пор ученые не могут объяснить географический парадокс появления полупресноводного бессточного водоема среди степей, в районе сухого климата и малого выпадения осадков.
3. Озеро имеет природное происхождение, оно появилось вследствие неравномерного проседания Туранской плиты и затопления образованных углублений во втором периоде кайнозойской эры. На нем находится немало небольших островов и два крупных — Басарал и Тасарал. Из-за отсутствия стоков уровень воды в озере существенно колеблется в разное время года и зависит от дождей, количества снега в горах и от интенсивности испарения с поверхности водоема.
4. Земли Прибалхашья — пустыни и степи, покрытые камнями, глиной и щебнем. Однако некоторые растения приспособились к выживанию в трудных условиях. Своеобразным украшением озера служат около 60 видов редких растений, не имеющих корней и растущих прямо из воды.
5. Фауна озера разнообразная, тут обитает около 20 видов рыб. Эти места облюбовали примерно 120 видов пернатых, часть из которых занесена в Красную книгу. Довольно разнообразна и флора, привлекающая ботаников. Приехав на озеро Балхаш, путешественники открывают для себя его очаровательную природу, необычный животный и растительный мир.
В абзаце 3 содержится ответ на вопрос
1. Озеро Балхаш, расположенное на востоке Казахстана, — крупнейший водоем Республики, вытянувшийся полумесяцем на 600 километров. Слово «Балхаш» возникло от слова «balkas», которое в переводе с казахского, татарского и алтайского языков означает «кочки на болоте», «болотистая местность, покрытая кочками». Балхаш занимает второе место после Каспийского моря в списке непересыхающих соленых озер мира. Оно является и самым большим в Казахстане.
2. Балхаш — единственное на планете озеро с разной по составу водой: западная его часть пресноводная, а восточная — соленая. Благодаря узкому проливу и полуострову Сарыесик воды озера не смешиваются. Озеро Балхаш не перестает удивлять своей загадочностью: до сих пор ученые не могут объяснить географический парадокс появления полупресноводного бессточного водоема среди степей, в районе сухого климата и малого выпадения осадков.
3. Озеро имеет природное происхождение, оно появилось вследствие неравномерного проседания Туранской плиты и затопления образованных углублений во втором периоде кайнозойской эры. На нем находится немало небольших островов и два крупных — Басарал и Тасарал. Из-за отсутствия стоков уровень воды в озере существенно колеблется в разное время года и зависит от дождей, количества снега в горах и от интенсивности испарения с поверхности водоема.
4. Земли Прибалхашья — пустыни и степи, покрытые камнями, глиной и щебнем. Однако некоторые растения приспособились к выживанию в трудных условиях. Своеобразным украшением озера служат около 60 видов редких растений, не имеющих корней и растущих прямо из воды.
5. Фауна озера разнообразная, тут обитает около 20 видов рыб. Эти места облюбовали примерно 120 видов пернатых, часть из которых занесена в Красную книгу. Довольно разнообразна и флора, привлекающая ботаников. Приехав на озеро Балхаш, путешественники открывают для себя его очаровательную природу, необычный животный и растительный мир.
Вне поля зрения автора текста осталась информация о
1. Озеро Балхаш, расположенное на востоке Казахстана, — крупнейший водоем Республики, вытянувшийся полумесяцем на 600 километров. Слово «Балхаш» возникло от слова «balkas», которое в переводе с казахского, татарского и алтайского языков означает «кочки на болоте», «болотистая местность, покрытая кочками». Балхаш занимает второе место после Каспийского моря в списке непересыхающих соленых озер мира. Оно является и самым большим в Казахстане.
2. Балхаш — единственное на планете озеро с разной по составу водой: западная его часть пресноводная, а восточная — соленая. Благодаря узкому проливу и полуострову Сарыесик воды озера не смешиваются. Озеро Балхаш не перестает удивлять своей загадочностью: до сих пор ученые не могут объяснить географический парадокс появления полупресноводного бессточного водоема среди степей, в районе сухого климата и малого выпадения осадков.
3. Озеро имеет природное происхождение, оно появилось вследствие неравномерного проседания Туранской плиты и затопления образованных углублений во втором периоде кайнозойской эры. На нем находится немало небольших островов и два крупных — Басарал и Тасарал. Из-за отсутствия стоков уровень воды в озере существенно колеблется в разное время года и зависит от дождей, количества снега в горах и от интенсивности испарения с поверхности водоема.
4. Земли Прибалхашья — пустыни и степи, покрытые камнями, глиной и щебнем. Однако некоторые растения приспособились к выживанию в трудных условиях. Своеобразным украшением озера служат около 60 видов редких растений, не имеющих корней и растущих прямо из воды.
5. Фауна озера разнообразная, тут обитает около 20 видов рыб. Эти места облюбовали примерно 120 видов пернатых, часть из которых занесена в Красную книгу. Довольно разнообразна и флора, привлекающая ботаников. Приехав на озеро Балхаш, путешественники открывают для себя его очаровательную природу, необычный животный и растительный мир.
Тексту соответствует название
1. Озеро Балхаш, расположенное на востоке Казахстана, — крупнейший водоем Республики, вытянувшийся полумесяцем на 600 километров. Слово «Балхаш» возникло от слова «balkas», которое в переводе с казахского, татарского и алтайского языков означает «кочки на болоте», «болотистая местность, покрытая кочками». Балхаш занимает второе место после Каспийского моря в списке непересыхающих соленых озер мира. Оно является и самым большим в Казахстане.
2. Балхаш — единственное на планете озеро с разной по составу водой: западная его часть пресноводная, а восточная — соленая. Благодаря узкому проливу и полуострову Сарыесик воды озера не смешиваются. Озеро Балхаш не перестает удивлять своей загадочностью: до сих пор ученые не могут объяснить географический парадокс появления полупресноводного бессточного водоема среди степей, в районе сухого климата и малого выпадения осадков.
3. Озеро имеет природное происхождение, оно появилось вследствие неравномерного проседания Туранской плиты и затопления образованных углублений во втором периоде кайнозойской эры. На нем находится немало небольших островов и два крупных — Басарал и Тасарал. Из-за отсутствия стоков уровень воды в озере существенно колеблется в разное время года и зависит от дождей, количества снега в горах и от интенсивности испарения с поверхности водоема.
4. Земли Прибалхашья — пустыни и степи, покрытые камнями, глиной и щебнем. Однако некоторые растения приспособились к выживанию в трудных условиях. Своеобразным украшением озера служат около 60 видов редких растений, не имеющих корней и растущих прямо из воды.
5. Фауна озера разнообразная, тут обитает около 20 видов рыб. Эти места облюбовали примерно 120 видов пернатых, часть из которых занесена в Красную книгу. Довольно разнообразна и флора, привлекающая ботаников. Приехав на озеро Балхаш, путешественники открывают для себя его очаровательную природу, необычный животный и растительный мир.
Информация, объединяющая 4 и 5 абзацы
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ И ДЕТИ
На протяжении всей семейной жизни Толстой отдавал много сил и дум воспитанию детей. Он вносил в их жизнь массу юмора и жизнерадостного веселья. Он умел оживить всех и переломить сумрачные настроения. Одним из средств для этого являлся часто применявшийся «бег нумидийской конницы».
Бывало, сидят все в зале после отъезда скучных гостей, ссор, детских слез, недоразумения. Все притихли. И вдруг Лев Николаевич срывается со стула, поднимает одну руку кверху, и, помахивая кистью ее над головой, стремглав бежит галопом вприпрыжку вокруг стола. Все летят за ним, в точности повторяя его движения. Обежав вокруг комнаты несколько раз и запыхавшись, все садятся на свои места — уже совсем в другом настроении. Все оживлены и веселы. Ссоры, скука и слезы забыты...
По представлению детей, мама была первым человеком в доме, от нее зависело все. Она заказывала повару обед, отпускала ребят гулять, шила детское платье и белье; она всегда кормила грудью какого-нибудь маленького и целый день торопливыми шагами бегала по дому. С ней можно было капризничать, хотя иногда она бывала сердита и наказывала. С папой капризничать не полагалось. Когда он смотрел в глаза, то знал все, и потому лгать ему было невозможно. И ему никто никогда не лгал. Папа никого никогда не наказывал и почти никогда не заставлял детей что-нибудь делать, а выходило всегда так, что все, как будто по своему собственному желанию и почину, делали все так, как он этого хотел.
«Мама часто бранила нас и наказывала, — рассказывает Илья Львович, — а отец, когда ему нужно было заставить нас что-нибудь сделать, только пристально взглядывал в глаза, и его взгляд был понятен и действовал сильнее всякого приказания».
Вот разница между воспитанием отца и матери. Бывало, понадобится на что-нибудь двугривенный. Если идти в маме, она начнет подробно расспрашивать, на что нужны деньги, наговорит кучу упреков и иногда откажет. Если пойти к папе, он ничего не спросит, — только посмотрит в глаза и скажет: «Возьми на столе». И, как бы ни был нужен этот двугривенный, я никогда не ходил за ним к отцу, а всегда предпочитал выпрашивать его у матери. Громадная сила отца как воспитателя заключалась в том, что от него, как от своей совести, прятаться было нельзя.
Отец представлен в образе
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ И ДЕТИ
На протяжении всей семейной жизни Толстой отдавал много сил и дум воспитанию детей. Он вносил в их жизнь массу юмора и жизнерадостного веселья. Он умел оживить всех и переломить сумрачные настроения. Одним из средств для этого являлся часто применявшийся «бег нумидийской конницы».
Бывало, сидят все в зале после отъезда скучных гостей, ссор, детских слез, недоразумения. Все притихли. И вдруг Лев Николаевич срывается со стула, поднимает одну руку кверху, и, помахивая кистью ее над головой, стремглав бежит галопом вприпрыжку вокруг стола. Все летят за ним, в точности повторяя его движения. Обежав вокруг комнаты несколько раз и запыхавшись, все садятся на свои места — уже совсем в другом настроении. Все оживлены и веселы. Ссоры, скука и слезы забыты...
По представлению детей, мама была первым человеком в доме, от нее зависело все. Она заказывала повару обед, отпускала ребят гулять, шила детское платье и белье; она всегда кормила грудью какого-нибудь маленького и целый день торопливыми шагами бегала по дому. С ней можно было капризничать, хотя иногда она бывала сердита и наказывала. С папой капризничать не полагалось. Когда он смотрел в глаза, то знал все, и потому лгать ему было невозможно. И ему никто никогда не лгал. Папа никого никогда не наказывал и почти никогда не заставлял детей что-нибудь делать, а выходило всегда так, что все, как будто по своему собственному желанию и почину, делали все так, как он этого хотел.
«Мама часто бранила нас и наказывала, — рассказывает Илья Львович, — а отец, когда ему нужно было заставить нас что-нибудь сделать, только пристально взглядывал в глаза, и его взгляд был понятен и действовал сильнее всякого приказания».
Вот разница между воспитанием отца и матери. Бывало, понадобится на что-нибудь двугривенный. Если идти в маме, она начнет подробно расспрашивать, на что нужны деньги, наговорит кучу упреков и иногда откажет. Если пойти к папе, он ничего не спросит, — только посмотрит в глаза и скажет: «Возьми на столе». И, как бы ни был нужен этот двугривенный, я никогда не ходил за ним к отцу, а всегда предпочитал выпрашивать его у матери. Громадная сила отца как воспитателя заключалась в том, что от него, как от своей совести, прятаться было нельзя.
Разницу между воспитанием отца и матери автор видит в том, что
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ И ДЕТИ
На протяжении всей семейной жизни Толстой отдавал много сил и дум воспитанию детей. Он вносил в их жизнь массу юмора и жизнерадостного веселья. Он умел оживить всех и переломить сумрачные настроения. Одним из средств для этого являлся часто применявшийся «бег нумидийской конницы».
Бывало, сидят все в зале после отъезда скучных гостей, ссор, детских слез, недоразумения. Все притихли. И вдруг Лев Николаевич срывается со стула, поднимает одну руку кверху, и, помахивая кистью ее над головой, стремглав бежит галопом вприпрыжку вокруг стола. Все летят за ним, в точности повторяя его движения. Обежав вокруг комнаты несколько раз и запыхавшись, все садятся на свои места — уже совсем в другом настроении. Все оживлены и веселы. Ссоры, скука и слезы забыты...
По представлению детей, мама была первым человеком в доме, от нее зависело все. Она заказывала повару обед, отпускала ребят гулять, шила детское платье и белье; она всегда кормила грудью какого-нибудь маленького и целый день торопливыми шагами бегала по дому. С ней можно было капризничать, хотя иногда она бывала сердита и наказывала. С папой капризничать не полагалось. Когда он смотрел в глаза, то знал все, и потому лгать ему было невозможно. И ему никто никогда не лгал. Папа никого никогда не наказывал и почти никогда не заставлял детей что-нибудь делать, а выходило всегда так, что все, как будто по своему собственному желанию и почину, делали все так, как он этого хотел.
«Мама часто бранила нас и наказывала, — рассказывает Илья Львович, — а отец, когда ему нужно было заставить нас что-нибудь сделать, только пристально взглядывал в глаза, и его взгляд был понятен и действовал сильнее всякого приказания».
Вот разница между воспитанием отца и матери. Бывало, понадобится на что-нибудь двугривенный. Если идти в маме, она начнет подробно расспрашивать, на что нужны деньги, наговорит кучу упреков и иногда откажет. Если пойти к папе, он ничего не спросит, — только посмотрит в глаза и скажет: «Возьми на столе». И, как бы ни был нужен этот двугривенный, я никогда не ходил за ним к отцу, а всегда предпочитал выпрашивать его у матери. Громадная сила отца как воспитателя заключалась в том, что от него, как от своей совести, прятаться было нельзя.
Согласно тексту, для матери не характерно
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ И ДЕТИ
На протяжении всей семейной жизни Толстой отдавал много сил и дум воспитанию детей. Он вносил в их жизнь массу юмора и жизнерадостного веселья. Он умел оживить всех и переломить сумрачные настроения. Одним из средств для этого являлся часто применявшийся «бег нумидийской конницы».
Бывало, сидят все в зале после отъезда скучных гостей, ссор, детских слез, недоразумения. Все притихли. И вдруг Лев Николаевич срывается со стула, поднимает одну руку кверху, и, помахивая кистью ее над головой, стремглав бежит галопом вприпрыжку вокруг стола. Все летят за ним, в точности повторяя его движения. Обежав вокруг комнаты несколько раз и запыхавшись, все садятся на свои места — уже совсем в другом настроении. Все оживлены и веселы. Ссоры, скука и слезы забыты...
По представлению детей, мама была первым человеком в доме, от нее зависело все. Она заказывала повару обед, отпускала ребят гулять, шила детское платье и белье; она всегда кормила грудью какого-нибудь маленького и целый день торопливыми шагами бегала по дому. С ней можно было капризничать, хотя иногда она бывала сердита и наказывала. С папой капризничать не полагалось. Когда он смотрел в глаза, то знал все, и потому лгать ему было невозможно. И ему никто никогда не лгал. Папа никого никогда не наказывал и почти никогда не заставлял детей что-нибудь делать, а выходило всегда так, что все, как будто по своему собственному желанию и почину, делали все так, как он этого хотел.
«Мама часто бранила нас и наказывала, — рассказывает Илья Львович, — а отец, когда ему нужно было заставить нас что-нибудь сделать, только пристально взглядывал в глаза, и его взгляд был понятен и действовал сильнее всякого приказания».
Вот разница между воспитанием отца и матери. Бывало, понадобится на что-нибудь двугривенный. Если идти в маме, она начнет подробно расспрашивать, на что нужны деньги, наговорит кучу упреков и иногда откажет. Если пойти к папе, он ничего не спросит, — только посмотрит в глаза и скажет: «Возьми на столе». И, как бы ни был нужен этот двугривенный, я никогда не ходил за ним к отцу, а всегда предпочитал выпрашивать его у матери. Громадная сила отца как воспитателя заключалась в том, что от него, как от своей совести, прятаться было нельзя.
Согласно тексту, мама для детей
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ И ДЕТИ
На протяжении всей семейной жизни Толстой отдавал много сил и дум воспитанию детей. Он вносил в их жизнь массу юмора и жизнерадостного веселья. Он умел оживить всех и переломить сумрачные настроения. Одним из средств для этого являлся часто применявшийся «бег нумидийской конницы».
Бывало, сидят все в зале после отъезда скучных гостей, ссор, детских слез, недоразумения. Все притихли. И вдруг Лев Николаевич срывается со стула, поднимает одну руку кверху, и, помахивая кистью ее над головой, стремглав бежит галопом вприпрыжку вокруг стола. Все летят за ним, в точности повторяя его движения. Обежав вокруг комнаты несколько раз и запыхавшись, все садятся на свои места — уже совсем в другом настроении. Все оживлены и веселы. Ссоры, скука и слезы забыты...
По представлению детей, мама была первым человеком в доме, от нее зависело все. Она заказывала повару обед, отпускала ребят гулять, шила детское платье и белье; она всегда кормила грудью какого-нибудь маленького и целый день торопливыми шагами бегала по дому. С ней можно было капризничать, хотя иногда она бывала сердита и наказывала. С папой капризничать не полагалось. Когда он смотрел в глаза, то знал все, и потому лгать ему было невозможно. И ему никто никогда не лгал. Папа никого никогда не наказывал и почти никогда не заставлял детей что-нибудь делать, а выходило всегда так, что все, как будто по своему собственному желанию и почину, делали все так, как он этого хотел.
«Мама часто бранила нас и наказывала, — рассказывает Илья Львович, — а отец, когда ему нужно было заставить нас что-нибудь сделать, только пристально взглядывал в глаза, и его взгляд был понятен и действовал сильнее всякого приказания».
Вот разница между воспитанием отца и матери. Бывало, понадобится на что-нибудь двугривенный. Если идти в маме, она начнет подробно расспрашивать, на что нужны деньги, наговорит кучу упреков и иногда откажет. Если пойти к папе, он ничего не спросит, — только посмотрит в глаза и скажет: «Возьми на столе». И, как бы ни был нужен этот двугривенный, я никогда не ходил за ним к отцу, а всегда предпочитал выпрашивать его у матери. Громадная сила отца как воспитателя заключалась в том, что от него, как от своей совести, прятаться было нельзя.
По мнению автора, искусство отца-воспитателя состояло в
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ И ДЕТИ
На протяжении всей семейной жизни Толстой отдавал много сил и дум воспитанию детей. Он вносил в их жизнь массу юмора и жизнерадостного веселья. Он умел оживить всех и переломить сумрачные настроения. Одним из средств для этого являлся часто применявшийся «бег нумидийской конницы».
Бывало, сидят все в зале после отъезда скучных гостей, ссор, детских слез, недоразумения. Все притихли. И вдруг Лев Николаевич срывается со стула, поднимает одну руку кверху, и, помахивая кистью ее над головой, стремглав бежит галопом вприпрыжку вокруг стола. Все летят за ним, в точности повторяя его движения. Обежав вокруг комнаты несколько раз и запыхавшись, все садятся на свои места — уже совсем в другом настроении. Все оживлены и веселы. Ссоры, скука и слезы забыты...
По представлению детей, мама была первым человеком в доме, от нее зависело все. Она заказывала повару обед, отпускала ребят гулять, шила детское платье и белье; она всегда кормила грудью какого-нибудь маленького и целый день торопливыми шагами бегала по дому. С ней можно было капризничать, хотя иногда она бывала сердита и наказывала. С папой капризничать не полагалось. Когда он смотрел в глаза, то знал все, и потому лгать ему было невозможно. И ему никто никогда не лгал. Папа никого никогда не наказывал и почти никогда не заставлял детей что-нибудь делать, а выходило всегда так, что все, как будто по своему собственному желанию и почину, делали все так, как он этого хотел.
«Мама часто бранила нас и наказывала, — рассказывает Илья Львович, — а отец, когда ему нужно было заставить нас что-нибудь сделать, только пристально взглядывал в глаза, и его взгляд был понятен и действовал сильнее всякого приказания».
Вот разница между воспитанием отца и матери. Бывало, понадобится на что-нибудь двугривенный. Если идти в маме, она начнет подробно расспрашивать, на что нужны деньги, наговорит кучу упреков и иногда откажет. Если пойти к папе, он ничего не спросит, — только посмотрит в глаза и скажет: «Возьми на столе». И, как бы ни был нужен этот двугривенный, я никогда не ходил за ним к отцу, а всегда предпочитал выпрашивать его у матери. Громадная сила отца как воспитателя заключалась в том, что от него, как от своей совести, прятаться было нельзя.
Толстой, согласно тексту, отдавал много сил
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ И ДЕТИ
На протяжении всей семейной жизни Толстой отдавал много сил и дум воспитанию детей. Он вносил в их жизнь массу юмора и жизнерадостного веселья. Он умел оживить всех и переломить сумрачные настроения. Одним из средств для этого являлся часто применявшийся «бег нумидийской конницы».
Бывало, сидят все в зале после отъезда скучных гостей, ссор, детских слез, недоразумения. Все притихли. И вдруг Лев Николаевич срывается со стула, поднимает одну руку кверху, и, помахивая кистью ее над головой, стремглав бежит галопом вприпрыжку вокруг стола. Все летят за ним, в точности повторяя его движения. Обежав вокруг комнаты несколько раз и запыхавшись, все садятся на свои места — уже совсем в другом настроении. Все оживлены и веселы. Ссоры, скука и слезы забыты...
По представлению детей, мама была первым человеком в доме, от нее зависело все. Она заказывала повару обед, отпускала ребят гулять, шила детское платье и белье; она всегда кормила грудью какого-нибудь маленького и целый день торопливыми шагами бегала по дому. С ней можно было капризничать, хотя иногда она бывала сердита и наказывала. С папой капризничать не полагалось. Когда он смотрел в глаза, то знал все, и потому лгать ему было невозможно. И ему никто никогда не лгал. Папа никого никогда не наказывал и почти никогда не заставлял детей что-нибудь делать, а выходило всегда так, что все, как будто по своему собственному желанию и почину, делали все так, как он этого хотел.
«Мама часто бранила нас и наказывала, — рассказывает Илья Львович, — а отец, когда ему нужно было заставить нас что-нибудь сделать, только пристально взглядывал в глаза, и его взгляд был понятен и действовал сильнее всякого приказания».
Вот разница между воспитанием отца и матери. Бывало, понадобится на что-нибудь двугривенный. Если идти в маме, она начнет подробно расспрашивать, на что нужны деньги, наговорит кучу упреков и иногда откажет. Если пойти к папе, он ничего не спросит, — только посмотрит в глаза и скажет: «Возьми на столе». И, как бы ни был нужен этот двугривенный, я никогда не ходил за ним к отцу, а всегда предпочитал выпрашивать его у матери. Громадная сила отца как воспитателя заключалась в том, что от него, как от своей совести, прятаться было нельзя.
Согласно тексту, «бег нумидийской конницы» — это
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ И ДЕТИ
На протяжении всей семейной жизни Толстой отдавал много сил и дум воспитанию детей. Он вносил в их жизнь массу юмора и жизнерадостного веселья. Он умел оживить всех и переломить сумрачные настроения. Одним из средств для этого являлся часто применявшийся «бег нумидийской конницы».
Бывало, сидят все в зале после отъезда скучных гостей, ссор, детских слез, недоразумения. Все притихли. И вдруг Лев Николаевич срывается со стула, поднимает одну руку кверху, и, помахивая кистью ее над головой, стремглав бежит галопом вприпрыжку вокруг стола. Все летят за ним, в точности повторяя его движения. Обежав вокруг комнаты несколько раз и запыхавшись, все садятся на свои места — уже совсем в другом настроении. Все оживлены и веселы. Ссоры, скука и слезы забыты...
По представлению детей, мама была первым человеком в доме, от нее зависело все. Она заказывала повару обед, отпускала ребят гулять, шила детское платье и белье; она всегда кормила грудью какого-нибудь маленького и целый день торопливыми шагами бегала по дому. С ней можно было капризничать, хотя иногда она бывала сердита и наказывала. С папой капризничать не полагалось. Когда он смотрел в глаза, то знал все, и потому лгать ему было невозможно. И ему никто никогда не лгал. Папа никого никогда не наказывал и почти никогда не заставлял детей что-нибудь делать, а выходило всегда так, что все, как будто по своему собственному желанию и почину, делали все так, как он этого хотел.
«Мама часто бранила нас и наказывала, — рассказывает Илья Львович, — а отец, когда ему нужно было заставить нас что-нибудь сделать, только пристально взглядывал в глаза, и его взгляд был понятен и действовал сильнее всякого приказания».
Вот разница между воспитанием отца и матери. Бывало, понадобится на что-нибудь двугривенный. Если идти в маме, она начнет подробно расспрашивать, на что нужны деньги, наговорит кучу упреков и иногда откажет. Если пойти к папе, он ничего не спросит, — только посмотрит в глаза и скажет: «Возьми на столе». И, как бы ни был нужен этот двугривенный, я никогда не ходил за ним к отцу, а всегда предпочитал выпрашивать его у матери. Громадная сила отца как воспитателя заключалась в том, что от него, как от своей совести, прятаться было нельзя.
Эффективное средство воздействия папы на детей
Наверх