Заголовок: Реальная версия ЕНТ по грамотности чтения 2021 года. Вариант 4231
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 26

Реальная версия ЕНТ по грамотности чтения 2021 года. Вариант 4231

1. Люди на всей земле ис­поль­зу­ют не­ве­ро­ят­ное ко­ли­че­ство бу­ма­ги. Один че­ло­век по­треб­ля­ет около 150 ки­ло­грам­мов бу­ма­ги в год. Это наши тет­ра­ди, жур­на­лы, книги, бу­маж­ные па­ке­ты и кар­тон­ные ко­роб­ки для упа­ков­ки, бу­ма­га, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся в ги­ги­е­ни­че­ских целях, сал­фет­ки, бу­маж­ные по­ло­тен­ца и туа­лет­ная бу­ма­га.

2. Мно­гие из­де­лия из бу­ма­ги про­из­во­дят­ся из вто­рич­но­го сырья, то есть из ма­ку­ла­ту­ры. Вы­со­ко­ка­че­ствен­ная бу­ма­га про­из­во­дит­ся из цел­лю­ло­зы. Чем более раз­ви­та стра­на, тем боль­ше цел­лю­ло­зы она по­треб­ля­ет.

3. Но надо пом­нить, что про­из­вод­ство бу­ма­ги очень вред­но для окру­жа­ю­щей среды, за­во­ды по про­из­вод­ству бу­ма­ги вы­де­ля­ют очень много уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ру.

По со­дер­жа­нию тек­ста можно от­ве­тить на во­прос

1) Кто под­счи­тал по­треб­ле­ние бу­ма­ги че­ло­ве­ком?
2) От чего за­ви­сит рост ко­ли­че­ства по­треб­ля­е­мой че­ло­ве­ком бу­ма­ги?
3) Для чего ис­поль­зу­ет­ся вы­со­ко­ка­че­ствен­ная бу­ма­га?
4) Что яв­ля­ет­ся вто­рич­ным сы­рьем для про­из­вод­ства бу­ма­ги?
5) Вли­я­ет ли про­из­вод­ство бу­ма­ги на тех­ни­че­ский про­гресс?

1. Люди на всей земле ис­поль­зу­ют не­ве­ро­ят­ное ко­ли­че­ство бу­ма­ги. Один че­ло­век по­треб­ля­ет около 150 ки­ло­грам­мов бу­ма­ги в год. Это наши тет­ра­ди, жур­на­лы, книги, бу­маж­ные па­ке­ты и кар­тон­ные ко­роб­ки для упа­ков­ки, бу­ма­га, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся в ги­ги­е­ни­че­ских целях, сал­фет­ки, бу­маж­ные по­ло­тен­ца и туа­лет­ная бу­ма­га.

2. Мно­гие из­де­лия из бу­ма­ги про­из­во­дят­ся из вто­рич­но­го сырья, то есть из ма­ку­ла­ту­ры. Вы­со­ко­ка­че­ствен­ная бу­ма­га про­из­во­дит­ся из цел­лю­ло­зы. Чем более раз­ви­та стра­на, тем боль­ше цел­лю­ло­зы она по­треб­ля­ет.

3. Но надо пом­нить, что про­из­вод­ство бу­ма­ги очень вред­но для окру­жа­ю­щей среды, за­во­ды по про­из­вод­ству бу­ма­ги вы­де­ля­ют очень много уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ру.

Ответ на во­прос «Что про­из­во­дят из бу­ма­ги?» можно найти в аб­за­це(-ах)

1) 3
2) 1
3) 2
4) 2, 3
5) 1, 2

КА­ЗАХ­СКАЯ ЖЕН­СКАЯ НА­ЦИ­О­НАЛЬ­НАЯ ОДЕЖ­ДА

1. Ос­нов­ной эле­мент жен­ско­го ко­стю­ма — «кой­лек» — это пла­тье ру­ба­шеч­но­го по­кроя. Для тор­же­ствен­ных слу­ча­ев оно было из до­ро­гих ма­те­ри­а­лов, для по­все­днев­ной носки — из де­ше­вых тка­ней.

2. Также де­вуш­ки но­си­ли «кам­зол» — одеж­ду, ко­то­рая свер­ху сшита по фи­гу­ре, а к низу рас­па­хи­ва­ет­ся. Эле­мен­том ка­зах­ско­го жен­ско­го ко­стю­ма также были штаны (ниж­ние и верх­ние), ко­то­рые осо­бен­но были не­за­ме­ни­мы при вер­хо­вой езде.

3. Еще один эле­мент жен­ско­го ко­стю­ма — «шапан» — пря­мой халат с ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми. Сва­деб­ный его ва­ри­ант обыч­но был из рос­кош­ной крас­ной ткани.

4. Го­лов­ные уборы на­пря­мую от­ра­жа­ли се­мей­ное по­ло­же­ние жен­щи­ны. Не­за­муж­ние де­вуш­ки но­си­ли тю­бе­тей­ки. Для сва­деб­ной це­ре­мо­нии на­де­ва­ли вы­со­кий убор не­ве­сты — «са­у­ке­ле», ко­то­рый был до 70 сан­ти­мет­ров в вы­со­ту. Став ма­те­рью, жен­щи­на на­де­ва­ла го­лов­ной убор из белой ткани, в ко­то­ром долж­на была хо­дить всю жизнь.

5. Ка­зах­ские жен­щи­ны очень много вни­ма­ния уде­ля­ли укра­ше­ни­ям. Де­воч­ки но­си­ли укра­ше­ния с рож­де­ния, это обыч­но были ма­ги­че­ские обе­ре­ги. После 10-лет­не­го воз­рас­та де­воч­ка могла но­сить все укра­ше­ния, ко­то­рые со­от­вет­ство­ва­ли ее̃ воз­рас­ту и со­ци­аль­но­му по­ло­же­нию.

6. Во­ло­сы также не оста­ва­лись без вни­ма­ния, их укра­ша­ли под­вес­ка­ми «шолпы» и «шаш­бау», ко­то­рые, по­ми­мо де­ко­ра­тив­ной функ­ции, слу­жи­ли ещё и обе­ре­га­ми де­ви­чьих кос. Эти укра­ше­ния со­зда­ва­ли свое­об­раз­ный звон-ме­ло­дию, ко­то­рые со­от­вет­ство­ва­ли де­ви­чьей по­ход­ке.

Свой­ство «шолпы» и «шаш­бау», со­глас­но тек­сту

1) под­чер­ки­вать взгляд
2) из­да­вать звуки
3) очи­щать воз­дух
4) при­вле­кать вни­ма­ние
5) из­ле­чи­вать раны

КА­ЗАХ­СКАЯ ЖЕН­СКАЯ НА­ЦИ­О­НАЛЬ­НАЯ ОДЕЖ­ДА

1. Ос­нов­ной эле­мент жен­ско­го ко­стю­ма — «кой­лек» — это пла­тье ру­ба­шеч­но­го по­кроя. Для тор­же­ствен­ных слу­ча­ев оно было из до­ро­гих ма­те­ри­а­лов, для по­все­днев­ной носки — из де­ше­вых тка­ней.

2. Также де­вуш­ки но­си­ли «кам­зол» — одеж­ду, ко­то­рая свер­ху сшита по фи­гу­ре, а к низу рас­па­хи­ва­ет­ся. Эле­мен­том ка­зах­ско­го жен­ско­го ко­стю­ма также были штаны (ниж­ние и верх­ние), ко­то­рые осо­бен­но были не­за­ме­ни­мы при вер­хо­вой езде.

3. Еще один эле­мент жен­ско­го ко­стю­ма — «шапан» — пря­мой халат с ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми. Сва­деб­ный его ва­ри­ант обыч­но был из рос­кош­ной крас­ной ткани.

4. Го­лов­ные уборы на­пря­мую от­ра­жа­ли се­мей­ное по­ло­же­ние жен­щи­ны. Не­за­муж­ние де­вуш­ки но­си­ли тю­бе­тей­ки. Для сва­деб­ной це­ре­мо­нии на­де­ва­ли вы­со­кий убор не­ве­сты — «са­у­ке­ле», ко­то­рый был до 70 сан­ти­мет­ров в вы­со­ту. Став ма­те­рью, жен­щи­на на­де­ва­ла го­лов­ной убор из белой ткани, в ко­то­ром долж­на была хо­дить всю жизнь.

5. Ка­зах­ские жен­щи­ны очень много вни­ма­ния уде­ля­ли укра­ше­ни­ям. Де­воч­ки но­си­ли укра­ше­ния с рож­де­ния, это обыч­но были ма­ги­че­ские обе­ре­ги. После 10-лет­не­го воз­рас­та де­воч­ка могла но­сить все укра­ше­ния, ко­то­рые со­от­вет­ство­ва­ли ее̃ воз­рас­ту и со­ци­аль­но­му по­ло­же­нию.

6. Во­ло­сы также не оста­ва­лись без вни­ма­ния, их укра­ша­ли под­вес­ка­ми «шолпы» и «шаш­бау», ко­то­рые, по­ми­мо де­ко­ра­тив­ной функ­ции, слу­жи­ли ещё и обе­ре­га­ми де­ви­чьих кос. Эти укра­ше­ния со­зда­ва­ли свое­об­раз­ный звон-ме­ло­дию, ко­то­рые со­от­вет­ство­ва­ли де­ви­чьей по­ход­ке.

Во­прос, на ко­то­рый нель­зя от­ве­тить по со­дер­жа­нию тек­ста

1) Какую роль иг­ра­ли ор­на­мен­ты в жен­ских ко­стю­мах?
2) Какой эле­мент жен­ско­го ко­стю­ма не­об­хо­дим для вер­хо­вой езды?
3) С ка­ко­го воз­рас­та де­воч­ки но­си­ли укра­ше­ния?
4) Какую ткань ис­поль­зо­ва­ли для сва­деб­но­го ша­па­на?
5) Из каких тка­ней шили пла­тье для еже­днев­ной носки?

КА­ЗАХ­СКАЯ ЖЕН­СКАЯ НА­ЦИ­О­НАЛЬ­НАЯ ОДЕЖ­ДА

1. Ос­нов­ной эле­мент жен­ско­го ко­стю­ма — «кой­лек» — это пла­тье ру­ба­шеч­но­го по­кроя. Для тор­же­ствен­ных слу­ча­ев оно было из до­ро­гих ма­те­ри­а­лов, для по­все­днев­ной носки — из де­ше­вых тка­ней.

2. Также де­вуш­ки но­си­ли «кам­зол» — одеж­ду, ко­то­рая свер­ху сшита по фи­гу­ре, а к низу рас­па­хи­ва­ет­ся. Эле­мен­том ка­зах­ско­го жен­ско­го ко­стю­ма также были штаны (ниж­ние и верх­ние), ко­то­рые осо­бен­но были не­за­ме­ни­мы при вер­хо­вой езде.

3. Еще один эле­мент жен­ско­го ко­стю­ма — «шапан» — пря­мой халат с ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми. Сва­деб­ный его ва­ри­ант обыч­но был из рос­кош­ной крас­ной ткани.

4. Го­лов­ные уборы на­пря­мую от­ра­жа­ли се­мей­ное по­ло­же­ние жен­щи­ны. Не­за­муж­ние де­вуш­ки но­си­ли тю­бе­тей­ки. Для сва­деб­ной це­ре­мо­нии на­де­ва­ли вы­со­кий убор не­ве­сты — «са­у­ке­ле», ко­то­рый был до 70 сан­ти­мет­ров в вы­со­ту. Став ма­те­рью, жен­щи­на на­де­ва­ла го­лов­ной убор из белой ткани, в ко­то­ром долж­на была хо­дить всю жизнь.

5. Ка­зах­ские жен­щи­ны очень много вни­ма­ния уде­ля­ли укра­ше­ни­ям. Де­воч­ки но­си­ли укра­ше­ния с рож­де­ния, это обыч­но были ма­ги­че­ские обе­ре­ги. После 10-лет­не­го воз­рас­та де­воч­ка могла но­сить все укра­ше­ния, ко­то­рые со­от­вет­ство­ва­ли ее̃ воз­рас­ту и со­ци­аль­но­му по­ло­же­нию.

6. Во­ло­сы также не оста­ва­лись без вни­ма­ния, их укра­ша­ли под­вес­ка­ми «шолпы» и «шаш­бау», ко­то­рые, по­ми­мо де­ко­ра­тив­ной функ­ции, слу­жи­ли ещё и обе­ре­га­ми де­ви­чьих кос. Эти укра­ше­ния со­зда­ва­ли свое­об­раз­ный звон-ме­ло­дию, ко­то­рые со­от­вет­ство­ва­ли де­ви­чьей по­ход­ке.

Ин­фор­ма­ция, со­от­вет­ству­ю­щая тек­сту

1) «Шапан» — пря­мой халат с уз­ки­ми ру­ка­ва­ми
2) Не­за­муж­ние де­вуш­ки но­си­ли го­лов­ной убор из белой ткани
3) «Ким­зон» имел форму сво­бод­но­го по­кроя
4) «Кой­лек» для празд­ни­ков шили из не­до­ро­гих тка­ней
5) «Кой­лек» — это пла­тье, по­хо­жее на ру­баш­ку

КА­ЗАХ­СКАЯ ЖЕН­СКАЯ НА­ЦИ­О­НАЛЬ­НАЯ ОДЕЖ­ДА

1. Ос­нов­ной эле­мент жен­ско­го ко­стю­ма — «кой­лек» — это пла­тье ру­ба­шеч­но­го по­кроя. Для тор­же­ствен­ных слу­ча­ев оно было из до­ро­гих ма­те­ри­а­лов, для по­все­днев­ной носки — из де­ше­вых тка­ней.

2. Также де­вуш­ки но­си­ли «кам­зол» — одеж­ду, ко­то­рая свер­ху сшита по фи­гу­ре, а к низу рас­па­хи­ва­ет­ся. Эле­мен­том ка­зах­ско­го жен­ско­го ко­стю­ма также были штаны (ниж­ние и верх­ние), ко­то­рые осо­бен­но были не­за­ме­ни­мы при вер­хо­вой езде.

3. Еще один эле­мент жен­ско­го ко­стю­ма — «шапан» — пря­мой халат с ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми. Сва­деб­ный его ва­ри­ант обыч­но был из рос­кош­ной крас­ной ткани.

4. Го­лов­ные уборы на­пря­мую от­ра­жа­ли се­мей­ное по­ло­же­ние жен­щи­ны. Не­за­муж­ние де­вуш­ки но­си­ли тю­бе­тей­ки. Для сва­деб­ной це­ре­мо­нии на­де­ва­ли вы­со­кий убор не­ве­сты — «са­у­ке­ле», ко­то­рый был до 70 сан­ти­мет­ров в вы­со­ту. Став ма­те­рью, жен­щи­на на­де­ва­ла го­лов­ной убор из белой ткани, в ко­то­ром долж­на была хо­дить всю жизнь.

5. Ка­зах­ские жен­щи­ны очень много вни­ма­ния уде­ля­ли укра­ше­ни­ям. Де­воч­ки но­си­ли укра­ше­ния с рож­де­ния, это обыч­но были ма­ги­че­ские обе­ре­ги. После 10-лет­не­го воз­рас­та де­воч­ка могла но­сить все укра­ше­ния, ко­то­рые со­от­вет­ство­ва­ли ее̃ воз­рас­ту и со­ци­аль­но­му по­ло­же­нию.

6. Во­ло­сы также не оста­ва­лись без вни­ма­ния, их укра­ша­ли под­вес­ка­ми «шолпы» и «шаш­бау», ко­то­рые, по­ми­мо де­ко­ра­тив­ной функ­ции, слу­жи­ли ещё и обе­ре­га­ми де­ви­чьих кос. Эти укра­ше­ния со­зда­ва­ли свое­об­раз­ный звон-ме­ло­дию, ко­то­рые со­от­вет­ство­ва­ли де­ви­чьей по­ход­ке.

Абзац, в ко­то­ром го­во­рит­ся о видах го­лов­но­го убора

1) 4
2) 3
3) 1
4) 2
5) 5

1. Озеро Бал­хаш, рас­по­ло­жен­ное на во­сто­ке Ка­зах­ста­на, — круп­ней­ший во­до­ем Рес­пуб­ли­ки, вы­тя­нув­ший­ся по­лу­ме­ся­цем на 600 ки­ло­мет­ров. Слово «Бал­хаш» воз­ник­ло от слова «balkas», ко­то­рое в пе­ре­во­де с ка­зах­ско­го, та­тар­ско­го и ал­тай­ско­го язы­ков озна­ча­ет «кочки на бо­ло­те», «бо­ло­ти­стая мест­ность, по­кры­тая коч­ка­ми». Бал­хаш за­ни­ма­ет вто­рое место после Кас­пий­ско­го моря в спис­ке не­пе­ре­сы­ха­ю­щих со­ле­ных озер мира. Оно яв­ля­ет­ся и самым боль­шим в Ка­зах­ста­не.

2. Бал­хаш — един­ствен­ное на пла­не­те озеро с раз­ной по со­ста­ву водой: за­пад­ная его часть прес­но­вод­ная, а во­сточ­ная — со­ле­ная. Бла­го­да­ря уз­ко­му про­ли­ву и по­лу­ост­ро­ву Са­ры­есик воды озера не сме­ши­ва­ют­ся. Озеро Бал­хаш не пе­ре­ста­ет удив­лять своей за­га­доч­но­стью: до сих пор уче­ные не могут объ­яс­нить гео­гра­фи­че­ский па­ра­докс по­яв­ле­ния по­лу­прес­но­вод­но­го бес­сточ­но­го во­до­е­ма среди сте­пей, в рай­о­не су­хо­го кли­ма­та и ма­ло­го вы­па­де­ния осад­ков.

3. Озеро имеет при­род­ное про­ис­хож­де­ние, оно по­яви­лось вслед­ствие не­рав­но­мер­но­го про­се­да­ния Ту­ран­ской плиты и за­топ­ле­ния об­ра­зо­ван­ных углуб­ле­ний во вто­ром пе­ри­о­де кай­но­зой­ской эры. На нем на­хо­дит­ся не­ма­ло не­боль­ших ост­ро­вов и два круп­ных — Ба­са­рал и Та­са­рал. Из-за от­сут­ствия сто­ков уро­вень воды в озере су­ще­ствен­но ко­леб­лет­ся в раз­ное время года и за­ви­сит от до­ждей, ко­ли­че­ства снега в горах и от ин­тен­сив­но­сти ис­па­ре­ния с по­верх­но­сти во­до­е­ма.

4. Земли При­бал­ха­шья — пу­сты­ни и степи, по­кры­тые кам­ня­ми, гли­ной и щеб­нем. Од­на­ко не­ко­то­рые рас­те­ния при­спо­со­би­лись к вы­жи­ва­нию в труд­ных усло­ви­ях. Свое­об­раз­ным укра­ше­ни­ем озера слу­жат около 60 видов ред­ких рас­те­ний, не име­ю­щих кор­ней и рас­ту­щих прямо из воды.

5. Фауна озера раз­но­об­раз­ная, тут оби­та­ет около 20 видов рыб. Эти места об­лю­бо­ва­ли при­мер­но 120 видов пер­на­тых, часть из ко­то­рых за­не­се­на в Крас­ную книгу. До­воль­но раз­но­об­раз­на и флора, при­вле­ка­ю­щая бо­та­ни­ков. При­е­хав на озеро Бал­хаш, пу­те­ше­ствен­ни­ки от­кры­ва­ют для себя его оча­ро­ва­тель­ную при­ро­ду, не­обыч­ный жи­вот­ный и рас­ти­тель­ный мир.

О па­ра­док­се озера Бал­хаш можно узнать из аб­за­ца

1) 2
2) 4
3) 5
4) 3
5) 1

1. Озеро Бал­хаш, рас­по­ло­жен­ное на во­сто­ке Ка­зах­ста­на, — круп­ней­ший во­до­ем Рес­пуб­ли­ки, вы­тя­нув­ший­ся по­лу­ме­ся­цем на 600 ки­ло­мет­ров. Слово «Бал­хаш» воз­ник­ло от слова «balkas», ко­то­рое в пе­ре­во­де с ка­зах­ско­го, та­тар­ско­го и ал­тай­ско­го язы­ков озна­ча­ет «кочки на бо­ло­те», «бо­ло­ти­стая мест­ность, по­кры­тая коч­ка­ми». Бал­хаш за­ни­ма­ет вто­рое место после Кас­пий­ско­го моря в спис­ке не­пе­ре­сы­ха­ю­щих со­ле­ных озер мира. Оно яв­ля­ет­ся и самым боль­шим в Ка­зах­ста­не.

2. Бал­хаш — един­ствен­ное на пла­не­те озеро с раз­ной по со­ста­ву водой: за­пад­ная его часть прес­но­вод­ная, а во­сточ­ная — со­ле­ная. Бла­го­да­ря уз­ко­му про­ли­ву и по­лу­ост­ро­ву Са­ры­есик воды озера не сме­ши­ва­ют­ся. Озеро Бал­хаш не пе­ре­ста­ет удив­лять своей за­га­доч­но­стью: до сих пор уче­ные не могут объ­яс­нить гео­гра­фи­че­ский па­ра­докс по­яв­ле­ния по­лу­прес­но­вод­но­го бес­сточ­но­го во­до­е­ма среди сте­пей, в рай­о­не су­хо­го кли­ма­та и ма­ло­го вы­па­де­ния осад­ков.

3. Озеро имеет при­род­ное про­ис­хож­де­ние, оно по­яви­лось вслед­ствие не­рав­но­мер­но­го про­се­да­ния Ту­ран­ской плиты и за­топ­ле­ния об­ра­зо­ван­ных углуб­ле­ний во вто­ром пе­ри­о­де кай­но­зой­ской эры. На нем на­хо­дит­ся не­ма­ло не­боль­ших ост­ро­вов и два круп­ных — Ба­са­рал и Та­са­рал. Из-за от­сут­ствия сто­ков уро­вень воды в озере су­ще­ствен­но ко­леб­лет­ся в раз­ное время года и за­ви­сит от до­ждей, ко­ли­че­ства снега в горах и от ин­тен­сив­но­сти ис­па­ре­ния с по­верх­но­сти во­до­е­ма.

4. Земли При­бал­ха­шья — пу­сты­ни и степи, по­кры­тые кам­ня­ми, гли­ной и щеб­нем. Од­на­ко не­ко­то­рые рас­те­ния при­спо­со­би­лись к вы­жи­ва­нию в труд­ных усло­ви­ях. Свое­об­раз­ным укра­ше­ни­ем озера слу­жат около 60 видов ред­ких рас­те­ний, не име­ю­щих кор­ней и рас­ту­щих прямо из воды.

5. Фауна озера раз­но­об­раз­ная, тут оби­та­ет около 20 видов рыб. Эти места об­лю­бо­ва­ли при­мер­но 120 видов пер­на­тых, часть из ко­то­рых за­не­се­на в Крас­ную книгу. До­воль­но раз­но­об­раз­на и флора, при­вле­ка­ю­щая бо­та­ни­ков. При­е­хав на озеро Бал­хаш, пу­те­ше­ствен­ни­ки от­кры­ва­ют для себя его оча­ро­ва­тель­ную при­ро­ду, не­обыч­ный жи­вот­ный и рас­ти­тель­ный мир.

Во­прос, на ко­то­рый можно от­ве­тить по со­дер­жа­нию тек­ста

1) Чем от­ли­ча­ют­ся за­пад­ная и во­сточ­ная части озера?
2) Когда воз­ник­ло на­зва­ние озера?
3) В какой части озера на­хо­дит­ся ост­ров Та­са­рал?
4) Какие хищ­ные жи­вот­ные во­дят­ся в пу­сты­не При­бал­ха­шья?
5) По­че­му стала про­се­дать Ту­ран­сая плита?

1. Озеро Бал­хаш, рас­по­ло­жен­ное на во­сто­ке Ка­зах­ста­на, — круп­ней­ший во­до­ем Рес­пуб­ли­ки, вы­тя­нув­ший­ся по­лу­ме­ся­цем на 600 ки­ло­мет­ров. Слово «Бал­хаш» воз­ник­ло от слова «balkas», ко­то­рое в пе­ре­во­де с ка­зах­ско­го, та­тар­ско­го и ал­тай­ско­го язы­ков озна­ча­ет «кочки на бо­ло­те», «бо­ло­ти­стая мест­ность, по­кры­тая коч­ка­ми». Бал­хаш за­ни­ма­ет вто­рое место после Кас­пий­ско­го моря в спис­ке не­пе­ре­сы­ха­ю­щих со­ле­ных озер мира. Оно яв­ля­ет­ся и самым боль­шим в Ка­зах­ста­не.

2. Бал­хаш — един­ствен­ное на пла­не­те озеро с раз­ной по со­ста­ву водой: за­пад­ная его часть прес­но­вод­ная, а во­сточ­ная — со­ле­ная. Бла­го­да­ря уз­ко­му про­ли­ву и по­лу­ост­ро­ву Са­ры­есик воды озера не сме­ши­ва­ют­ся. Озеро Бал­хаш не пе­ре­ста­ет удив­лять своей за­га­доч­но­стью: до сих пор уче­ные не могут объ­яс­нить гео­гра­фи­че­ский па­ра­докс по­яв­ле­ния по­лу­прес­но­вод­но­го бес­сточ­но­го во­до­е­ма среди сте­пей, в рай­о­не су­хо­го кли­ма­та и ма­ло­го вы­па­де­ния осад­ков.

3. Озеро имеет при­род­ное про­ис­хож­де­ние, оно по­яви­лось вслед­ствие не­рав­но­мер­но­го про­се­да­ния Ту­ран­ской плиты и за­топ­ле­ния об­ра­зо­ван­ных углуб­ле­ний во вто­ром пе­ри­о­де кай­но­зой­ской эры. На нем на­хо­дит­ся не­ма­ло не­боль­ших ост­ро­вов и два круп­ных — Ба­са­рал и Та­са­рал. Из-за от­сут­ствия сто­ков уро­вень воды в озере су­ще­ствен­но ко­леб­лет­ся в раз­ное время года и за­ви­сит от до­ждей, ко­ли­че­ства снега в горах и от ин­тен­сив­но­сти ис­па­ре­ния с по­верх­но­сти во­до­е­ма.

4. Земли При­бал­ха­шья — пу­сты­ни и степи, по­кры­тые кам­ня­ми, гли­ной и щеб­нем. Од­на­ко не­ко­то­рые рас­те­ния при­спо­со­би­лись к вы­жи­ва­нию в труд­ных усло­ви­ях. Свое­об­раз­ным укра­ше­ни­ем озера слу­жат около 60 видов ред­ких рас­те­ний, не име­ю­щих кор­ней и рас­ту­щих прямо из воды.

5. Фауна озера раз­но­об­раз­ная, тут оби­та­ет около 20 видов рыб. Эти места об­лю­бо­ва­ли при­мер­но 120 видов пер­на­тых, часть из ко­то­рых за­не­се­на в Крас­ную книгу. До­воль­но раз­но­об­раз­на и флора, при­вле­ка­ю­щая бо­та­ни­ков. При­е­хав на озеро Бал­хаш, пу­те­ше­ствен­ни­ки от­кры­ва­ют для себя его оча­ро­ва­тель­ную при­ро­ду, не­обыч­ный жи­вот­ный и рас­ти­тель­ный мир.

В аб­за­це 3 со­дер­жит­ся ответ на во­прос

1) В какое время года уро­вень в Бал­ха­ше самый низ­кий?
2) Когда об­ра­зо­ва­лось озеро Бал­хаш?
3) Как снег с гор по­па­да­ет в озеро?
4) Что озна­ча­ет слово «balkas»?
5) Сколь­ко видов рыб оби­та­ет в Бал­ха­ше?

1. Озеро Бал­хаш, рас­по­ло­жен­ное на во­сто­ке Ка­зах­ста­на, — круп­ней­ший во­до­ем Рес­пуб­ли­ки, вы­тя­нув­ший­ся по­лу­ме­ся­цем на 600 ки­ло­мет­ров. Слово «Бал­хаш» воз­ник­ло от слова «balkas», ко­то­рое в пе­ре­во­де с ка­зах­ско­го, та­тар­ско­го и ал­тай­ско­го язы­ков озна­ча­ет «кочки на бо­ло­те», «бо­ло­ти­стая мест­ность, по­кры­тая коч­ка­ми». Бал­хаш за­ни­ма­ет вто­рое место после Кас­пий­ско­го моря в спис­ке не­пе­ре­сы­ха­ю­щих со­ле­ных озер мира. Оно яв­ля­ет­ся и самым боль­шим в Ка­зах­ста­не.

2. Бал­хаш — един­ствен­ное на пла­не­те озеро с раз­ной по со­ста­ву водой: за­пад­ная его часть прес­но­вод­ная, а во­сточ­ная — со­ле­ная. Бла­го­да­ря уз­ко­му про­ли­ву и по­лу­ост­ро­ву Са­ры­есик воды озера не сме­ши­ва­ют­ся. Озеро Бал­хаш не пе­ре­ста­ет удив­лять своей за­га­доч­но­стью: до сих пор уче­ные не могут объ­яс­нить гео­гра­фи­че­ский па­ра­докс по­яв­ле­ния по­лу­прес­но­вод­но­го бес­сточ­но­го во­до­е­ма среди сте­пей, в рай­о­не су­хо­го кли­ма­та и ма­ло­го вы­па­де­ния осад­ков.

3. Озеро имеет при­род­ное про­ис­хож­де­ние, оно по­яви­лось вслед­ствие не­рав­но­мер­но­го про­се­да­ния Ту­ран­ской плиты и за­топ­ле­ния об­ра­зо­ван­ных углуб­ле­ний во вто­ром пе­ри­о­де кай­но­зой­ской эры. На нем на­хо­дит­ся не­ма­ло не­боль­ших ост­ро­вов и два круп­ных — Ба­са­рал и Та­са­рал. Из-за от­сут­ствия сто­ков уро­вень воды в озере су­ще­ствен­но ко­леб­лет­ся в раз­ное время года и за­ви­сит от до­ждей, ко­ли­че­ства снега в горах и от ин­тен­сив­но­сти ис­па­ре­ния с по­верх­но­сти во­до­е­ма.

4. Земли При­бал­ха­шья — пу­сты­ни и степи, по­кры­тые кам­ня­ми, гли­ной и щеб­нем. Од­на­ко не­ко­то­рые рас­те­ния при­спо­со­би­лись к вы­жи­ва­нию в труд­ных усло­ви­ях. Свое­об­раз­ным укра­ше­ни­ем озера слу­жат около 60 видов ред­ких рас­те­ний, не име­ю­щих кор­ней и рас­ту­щих прямо из воды.

5. Фауна озера раз­но­об­раз­ная, тут оби­та­ет около 20 видов рыб. Эти места об­лю­бо­ва­ли при­мер­но 120 видов пер­на­тых, часть из ко­то­рых за­не­се­на в Крас­ную книгу. До­воль­но раз­но­об­раз­на и флора, при­вле­ка­ю­щая бо­та­ни­ков. При­е­хав на озеро Бал­хаш, пу­те­ше­ствен­ни­ки от­кры­ва­ют для себя его оча­ро­ва­тель­ную при­ро­ду, не­обыч­ный жи­вот­ный и рас­ти­тель­ный мир.

Вне поля зре­ния ав­то­ра тек­ста оста­лась ин­фор­ма­ция о

1) про­ис­хож­де­нии озера
2) со­ста­ве воды
3) за­по­вед­ных зонах
4) про­тя­жен­но­сти озера
5) форме озера

1. Озеро Бал­хаш, рас­по­ло­жен­ное на во­сто­ке Ка­зах­ста­на, — круп­ней­ший во­до­ем Рес­пуб­ли­ки, вы­тя­нув­ший­ся по­лу­ме­ся­цем на 600 ки­ло­мет­ров. Слово «Бал­хаш» воз­ник­ло от слова «balkas», ко­то­рое в пе­ре­во­де с ка­зах­ско­го, та­тар­ско­го и ал­тай­ско­го язы­ков озна­ча­ет «кочки на бо­ло­те», «бо­ло­ти­стая мест­ность, по­кры­тая коч­ка­ми». Бал­хаш за­ни­ма­ет вто­рое место после Кас­пий­ско­го моря в спис­ке не­пе­ре­сы­ха­ю­щих со­ле­ных озер мира. Оно яв­ля­ет­ся и самым боль­шим в Ка­зах­ста­не.

2. Бал­хаш — един­ствен­ное на пла­не­те озеро с раз­ной по со­ста­ву водой: за­пад­ная его часть прес­но­вод­ная, а во­сточ­ная — со­ле­ная. Бла­го­да­ря уз­ко­му про­ли­ву и по­лу­ост­ро­ву Са­ры­есик воды озера не сме­ши­ва­ют­ся. Озеро Бал­хаш не пе­ре­ста­ет удив­лять своей за­га­доч­но­стью: до сих пор уче­ные не могут объ­яс­нить гео­гра­фи­че­ский па­ра­докс по­яв­ле­ния по­лу­прес­но­вод­но­го бес­сточ­но­го во­до­е­ма среди сте­пей, в рай­о­не су­хо­го кли­ма­та и ма­ло­го вы­па­де­ния осад­ков.

3. Озеро имеет при­род­ное про­ис­хож­де­ние, оно по­яви­лось вслед­ствие не­рав­но­мер­но­го про­се­да­ния Ту­ран­ской плиты и за­топ­ле­ния об­ра­зо­ван­ных углуб­ле­ний во вто­ром пе­ри­о­де кай­но­зой­ской эры. На нем на­хо­дит­ся не­ма­ло не­боль­ших ост­ро­вов и два круп­ных — Ба­са­рал и Та­са­рал. Из-за от­сут­ствия сто­ков уро­вень воды в озере су­ще­ствен­но ко­леб­лет­ся в раз­ное время года и за­ви­сит от до­ждей, ко­ли­че­ства снега в горах и от ин­тен­сив­но­сти ис­па­ре­ния с по­верх­но­сти во­до­е­ма.

4. Земли При­бал­ха­шья — пу­сты­ни и степи, по­кры­тые кам­ня­ми, гли­ной и щеб­нем. Од­на­ко не­ко­то­рые рас­те­ния при­спо­со­би­лись к вы­жи­ва­нию в труд­ных усло­ви­ях. Свое­об­раз­ным укра­ше­ни­ем озера слу­жат около 60 видов ред­ких рас­те­ний, не име­ю­щих кор­ней и рас­ту­щих прямо из воды.

5. Фауна озера раз­но­об­раз­ная, тут оби­та­ет около 20 видов рыб. Эти места об­лю­бо­ва­ли при­мер­но 120 видов пер­на­тых, часть из ко­то­рых за­не­се­на в Крас­ную книгу. До­воль­но раз­но­об­раз­на и флора, при­вле­ка­ю­щая бо­та­ни­ков. При­е­хав на озеро Бал­хаш, пу­те­ше­ствен­ни­ки от­кры­ва­ют для себя его оча­ро­ва­тель­ную при­ро­ду, не­обыч­ный жи­вот­ный и рас­ти­тель­ный мир.

Тек­сту со­от­вет­ству­ет на­зва­ние

1) Бал­хаш на стра­ни­цах учеб­ни­ков
2) Ис­то­рия про­ис­хож­де­ния Бал­ха­ша
3) Флора и фауна Бал­ха­ша
4) При­род­ный фе­но­мен Ка­зах­ста­на
5) Земли При­бал­ха­шья

1. Озеро Бал­хаш, рас­по­ло­жен­ное на во­сто­ке Ка­зах­ста­на, — круп­ней­ший во­до­ем Рес­пуб­ли­ки, вы­тя­нув­ший­ся по­лу­ме­ся­цем на 600 ки­ло­мет­ров. Слово «Бал­хаш» воз­ник­ло от слова «balkas», ко­то­рое в пе­ре­во­де с ка­зах­ско­го, та­тар­ско­го и ал­тай­ско­го язы­ков озна­ча­ет «кочки на бо­ло­те», «бо­ло­ти­стая мест­ность, по­кры­тая коч­ка­ми». Бал­хаш за­ни­ма­ет вто­рое место после Кас­пий­ско­го моря в спис­ке не­пе­ре­сы­ха­ю­щих со­ле­ных озер мира. Оно яв­ля­ет­ся и самым боль­шим в Ка­зах­ста­не.

2. Бал­хаш — един­ствен­ное на пла­не­те озеро с раз­ной по со­ста­ву водой: за­пад­ная его часть прес­но­вод­ная, а во­сточ­ная — со­ле­ная. Бла­го­да­ря уз­ко­му про­ли­ву и по­лу­ост­ро­ву Са­ры­есик воды озера не сме­ши­ва­ют­ся. Озеро Бал­хаш не пе­ре­ста­ет удив­лять своей за­га­доч­но­стью: до сих пор уче­ные не могут объ­яс­нить гео­гра­фи­че­ский па­ра­докс по­яв­ле­ния по­лу­прес­но­вод­но­го бес­сточ­но­го во­до­е­ма среди сте­пей, в рай­о­не су­хо­го кли­ма­та и ма­ло­го вы­па­де­ния осад­ков.

3. Озеро имеет при­род­ное про­ис­хож­де­ние, оно по­яви­лось вслед­ствие не­рав­но­мер­но­го про­се­да­ния Ту­ран­ской плиты и за­топ­ле­ния об­ра­зо­ван­ных углуб­ле­ний во вто­ром пе­ри­о­де кай­но­зой­ской эры. На нем на­хо­дит­ся не­ма­ло не­боль­ших ост­ро­вов и два круп­ных — Ба­са­рал и Та­са­рал. Из-за от­сут­ствия сто­ков уро­вень воды в озере су­ще­ствен­но ко­леб­лет­ся в раз­ное время года и за­ви­сит от до­ждей, ко­ли­че­ства снега в горах и от ин­тен­сив­но­сти ис­па­ре­ния с по­верх­но­сти во­до­е­ма.

4. Земли При­бал­ха­шья — пу­сты­ни и степи, по­кры­тые кам­ня­ми, гли­ной и щеб­нем. Од­на­ко не­ко­то­рые рас­те­ния при­спо­со­би­лись к вы­жи­ва­нию в труд­ных усло­ви­ях. Свое­об­раз­ным укра­ше­ни­ем озера слу­жат около 60 видов ред­ких рас­те­ний, не име­ю­щих кор­ней и рас­ту­щих прямо из воды.

5. Фауна озера раз­но­об­раз­ная, тут оби­та­ет около 20 видов рыб. Эти места об­лю­бо­ва­ли при­мер­но 120 видов пер­на­тых, часть из ко­то­рых за­не­се­на в Крас­ную книгу. До­воль­но раз­но­об­раз­на и флора, при­вле­ка­ю­щая бо­та­ни­ков. При­е­хав на озеро Бал­хаш, пу­те­ше­ствен­ни­ки от­кры­ва­ют для себя его оча­ро­ва­тель­ную при­ро­ду, не­обыч­ный жи­вот­ный и рас­ти­тель­ный мир.

Ин­фор­ма­ция, объ­еди­ня­ю­щая 4 и 5 аб­за­цы

1) раз­но­об­ра­зие видов птиц
2) раз­но­об­ра­зие фауны озера
3) раз­но­об­ра­зие флоры озера
4) при­вле­ка­тель­ность края для ту­ри­стов
5) труд­ные усло­вия для рас­те­ний

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Отец пред­став­лен в об­ра­зе

1) рав­но­душ­но­го ро­ди­те­ля
2) ще­пе­тиль­но­го на­став­ни­ка
3) соб­ствен­ной со­ве­сти
4) власт­но­го ру­ко­во­ди­те­ля
5) пи­са­те­ля

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Раз­ни­цу между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри автор видит в том, что

1) мама раз­ре­ша­ла все
2) папа мог стро­го на­ка­зать
3) папе не­воз­мож­но было со­лгать
4) папа все­гда за­став­лял что-либо де­лать
5) с мамой нель­зя было по­ка­приз­ни­чать

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Со­глас­но тек­сту, для ма­те­ри не ха­рак­тер­но

1) шить одеж­ду
2) за­ка­зы­вать обед
3) на­ка­зы­вать детей
4) поз­во­лять детям ка­приз­ни­чать
5) раз­вле­кать детей

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Со­глас­но тек­сту, мама для детей

1) на­сто­я­щий друг
2) пер­вый че­ло­век в доме
3) не­до­воль­ный че­ло­век
4) стро­гий учи­тель
5) доб­рая фея

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

По мне­нию ав­то­ра, ис­кус­ство отца-вос­пи­та­те­ля со­сто­я­ло в

1) чте­нии нра­во­уче­ний
2) уме­нии кри­ти­ко­вать
3) спо­соб­но­сти убе­дить по­сту­пать по со­ве­сти
4) тре­бо­ва­нии под­чи­не­ния
5) стро­го­сти на­ка­за­ния

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Тол­стой, со­глас­но тек­сту, от­да­вал много сил

1) об­ра­зо­ва­нию детей
2) вос­пи­та­нию детей
3) до­маш­не­му уюту
4) на­ка­за­нию детей
5) со­зда­нию книг для детей

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Со­глас­но тек­сту, «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы» — это

1) ме­то­ди­ка вос­пи­та­ния кре­стьян­ских детей
2) сред­ство, ко­то­рое ис­поль­зо­вал Л. Тол­стой для под­ня­тия на­стро­е­ния
3) обу­ча­ю­щий эле­мент на уро­ках Л. Тол­сто­го
4) игра, о ко­то­рой писал Л. Тол­стой в дет­ских рас­ска­зах
5) спо­соб на­ка­за­ния детей с по­мо­щью спор­тив­ных упраж­не­ний

ЛЕВ НИ­КО­ЛА­Е­ВИЧ ТОЛ­СТОЙ И ДЕТИ

На про­тя­же­нии всей се­мей­ной жизни Тол­стой от­да­вал много сил и дум вос­пи­та­нию детей. Он вно­сил в их жизнь массу юмора и жиз­не­ра­дост­но­го ве­се­лья. Он умел ожи­вить всех и пе­ре­ло­мить су­мрач­ные на­стро­е­ния. Одним из средств для этого яв­лял­ся часто при­ме­няв­ший­ся «бег ну­ми­дий­ской кон­ни­цы».

Бы­ва­ло, сидят все в зале после отъ­ез­да скуч­ных го­стей, ссор, дет­ских слез, не­до­ра­зу­ме­ния. Все при­тих­ли. И вдруг Лев Ни­ко­ла­е­вич сры­ва­ет­ся со стула, под­ни­ма­ет одну руку квер­ху, и, по­ма­хи­вая ки­стью ее над го­ло­вой, стре­мглав бежит га­ло­пом впри­прыж­ку во­круг стола. Все летят за ним, в точ­но­сти по­вто­ряя его дви­же­ния. Обе­жав во­круг ком­на­ты не­сколь­ко раз и за­пы­хав­шись, все са­дят­ся на свои места — уже со­всем в дру­гом на­стро­е­нии. Все ожив­ле­ны и ве­се­лы. Ссоры, скука и слезы за­бы­ты...

По пред­став­ле­нию детей, мама была пер­вым че­ло­ве­ком в доме, от нее за­ви­се­ло все. Она за­ка­зы­ва­ла по­ва­ру обед, от­пус­ка­ла ребят гу­лять, шила дет­ское пла­тье и белье; она все­гда кор­ми­ла гру­дью ка­ко­го-ни­будь ма­лень­ко­го и целый день то­роп­ли­вы­ми ша­га­ми бе­га­ла по дому. С ней можно было ка­приз­ни­чать, хотя ино­гда она бы­ва­ла сер­ди­та и на­ка­зы­ва­ла. С папой ка­приз­ни­чать не по­ла­га­лось. Когда он смот­рел в глаза, то знал все, и по­то­му лгать ему было не­воз­мож­но. И ему никто ни­ко­гда не лгал. Папа ни­ко­го ни­ко­гда не на­ка­зы­вал и почти ни­ко­гда не за­став­лял детей что-ни­будь де­лать, а вы­хо­ди­ло все­гда так, что все, как будто по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию и по­чи­ну, де­ла­ли все так, как он этого хотел.

«Мама часто бра­ни­ла нас и на­ка­зы­ва­ла, — рас­ска­зы­ва­ет Илья Льво­вич, — а отец, когда ему нужно было за­ста­вить нас что-ни­будь сде­лать, толь­ко при­сталь­но взгля­ды­вал в глаза, и его взгляд был по­ня­тен и дей­ство­вал силь­нее вся­ко­го при­ка­за­ния».

Вот раз­ни­ца между вос­пи­та­ни­ем отца и ма­те­ри. Бы­ва­ло, по­на­до­бит­ся на что-ни­будь дву­гри­вен­ный. Если идти в маме, она нач­нет по­дроб­но рас­спра­ши­вать, на что нужны день­ги, на­го­во­рит кучу упре­ков и ино­гда от­ка­жет. Если пойти к папе, он ни­че­го не спро­сит, — толь­ко по­смот­рит в глаза и ска­жет: «Возь­ми на столе». И, как бы ни был нужен этот дву­гри­вен­ный, я ни­ко­гда не ходил за ним к отцу, а все­гда пред­по­чи­тал вы­пра­ши­вать его у ма­те­ри. Гро­мад­ная сила отца как вос­пи­та­те­ля за­клю­ча­лась в том, что от него, как от своей со­ве­сти, пря­тать­ся было нель­зя.

Эф­фек­тив­ное сред­ство воз­дей­ствия папы на детей

1) отказ
2) взгляд
3) улыб­ка
4) мол­ча­ние
5) на­ка­за­ние