Заголовок: ЕНТ по грамотности чтения 2021 года. Вариант 4
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Вариант № 59

ЕНТ по грамотности чтения 2021 года. Вариант 4

1.  
i

Под на­по­ром по­ры­ви­сто­го ветра не­сколь­ко то­нень­ких веток при­бреж­ной лозы оку­на­ют­ся в воду. Ветер пре­кра­ща­ет­ся. И мороз тут же со­вер­ша­ет свое вол­шеб­ство: на ве­точ­ках по­сте­пен­но об­ра­зу­ет­ся про­зрач­ная ле­дя­ная корка. Про­хо­дит не­ко­то­рое время, и те­перь до­ста­точ­но лишь лег­ко­го ду­но­ве­ния ве­тер­ка, чтобы ветви со­при­кос­ну­лись друг с дру­гом. И тогда раз­да­ет­ся при­ят­ное «тинь-тинь, тинь-тинь...». Чи­стые, не­яс­ные звуки — самый на­сто­я­щий хру­сталь­ный пе­ре­звон.

Стою за­ча­ро­ван­ный и смот­рю, как ветер-дирижёр то резко, то плав­но пе­ре­би­ра­ет вет­ка­ми-стру­на­ми, на­иг­ры­вая ме­ло­дию зимы.

Тек­сту со­от­вет­ству­ет на­зва­ние

1) Хру­сталь­ный пе­ре­звон
2) Лег­кое ду­но­ве­ние ве­тер­ка
3) Под на­по­ром по­ры­ви­сто­го ветра
4) Зим­ний снег
5) Ветер, ветер, ты могуч!
2.  
i

Под на­по­ром по­ры­ви­сто­го ветра не­сколь­ко то­нень­ких веток при­бреж­ной лозы оку­на­ют­ся в воду. Ветер пре­кра­ща­ет­ся. И мороз тут же со­вер­ша­ет свое вол­шеб­ство: на ве­точ­ках по­сте­пен­но об­ра­зу­ет­ся про­зрач­ная ле­дя­ная корка. Про­хо­дит не­ко­то­рое время, и те­перь до­ста­точ­но лишь лег­ко­го ду­но­ве­ния ве­тер­ка, чтобы ветви со­при­кос­ну­лись друг с дру­гом. И тогда раз­да­ет­ся при­ят­ное «тинь-тинь, тинь-тинь...». Чи­стые, не­яс­ные звуки — самый на­сто­я­щий хру­сталь­ный пе­ре­звон.

Стою за­ча­ро­ван­ный и смот­рю, как ветер-дирижёр то резко, то плав­но пе­ре­би­ра­ет вет­ка­ми-стру­на­ми, на­иг­ры­вая ме­ло­дию зимы.

Ме­та­фо­ра, ис­поль­зо­ван­ная в тек­сте

1) ветер-ди­ри­жер
2) чи­стые звуки
3) при­ят­ное «тинь-тинь...»
4) по­ры­ви­стый ветер
5) лег­кое ду­но­ве­ние
3.  
i

1. Мил­ли­о­ны че­ло­век по всему миру объ­еди­ня­ет ин­те­рес­ное хобби — скла­ды­ва­ние фи­гу­рок из бу­маж­ных ли­стов. Се­год­ня все мы знаем, что оно на­зы­ва­ет­ся ори­га­ми и при­шло к нам из Япо­нии. На этом зна­ния боль­шин­ства людей, не увле­ка­ю­щих­ся ори­га­ми, и за­кан­чи­ва­ют­ся. А ведь о нем су­ще­ству­ет не­ма­ло ин­те­рес­ных фак­тов.

2. Пер­вые упо­ми­на­ния о по­дел­ках из бу­ма­ги (прав­да, мало по­хо­жих на со­вре­мен­ное ори­га­ми) от­но­сят­ся еще к эпохе Хэйан (8-12 века). То­гдаш­ние са­му­раи де­ла­ли друг другу не­боль­шие по­дар­ки, к ко­то­рым при­креп­ля­ли так на­зы­ва­е­мые «носи» — укра­ше­ния из бу­маж­ных лент.

3. Япон­цы счи­та­ют ори­га­ми на­сто­я­щим ис­кус­ством. Как для лю­бо­го ис­кус­ства, для него дей­ству­ют свои ка­но­ны. Фи­гур­ка долж­на по­яв­лять­ся толь­ко одним спо­со­бом — путем сги­ба­ния листа. Если в ход пус­ка­ют­ся клей и нож­ни­цы, ори­га­ми пе­ре­ста­ет быть ори­га­ми. Скла­ды­ва­ние фи­гу­рок про­во­дит­ся в осо­бом по­ряд­ке. Эта си­сте­ма была раз­ра­бо­та­на толь­ко в два­дца­том веке, ее автор — Акира Есид­за­ва.

4. Со­вре­мен­ное «бу­маж­ное ис­кус­ство» не так стро­го, как можно было бы по­ду­мать. И даже сами япон­цы охот­но на­ру­ша­ют вве­ден­ные Есид­за­вой пра­ви­ла. На­при­мер, делая не плос­кие, как пред­пи­сы­ва­ет клас­си­че­ская тех­ни­ка, а объ­ем­ные сер­деч­ки из бу­ма­ги. Или скла­ды­вая не из од­но­го цель­но­го листа, а из не­сколь­ких. Также во­пре­ки уста­нов­лен­но­му ка­но­ну, со­глас­но ко­то­ро­му сле­ду­ет ис­поль­зо­вать толь­ко квад­рат­ные листы опре­де­лен­но­го раз­ме­ра, в на­сто­я­щее время все чаще де­ла­ют ори­га­ми из бу­ма­ги, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной сей­час в мире — офис­но­го стан­дарт­но­го фор­ма­та А4.

Со­глас­но тек­сту, изоб­ре­та­те­ля­ми ори­га­ми яв­ля­ют­ся

1) са­му­раи, жив­шие в 8-12 вв.
2) са­му­раи, жив­шие в 20 в.
3) Акира Есид­за­ва и его по­ле­до­ва­те­ли
4) япон­ские кре­стья­не, жив­шие в 8-12 вв.
5) япон­ские кре­стья­не, жив­шие в 20 в.
4.  
i

1. Мил­ли­о­ны че­ло­век по всему миру объ­еди­ня­ет ин­те­рес­ное хобби — скла­ды­ва­ние фи­гу­рок из бу­маж­ных ли­стов. Се­год­ня все мы знаем, что оно на­зы­ва­ет­ся ори­га­ми и при­шло к нам из Япо­нии. На этом зна­ния боль­шин­ства людей, не увле­ка­ю­щих­ся ори­га­ми, и за­кан­чи­ва­ют­ся. А ведь о нем су­ще­ству­ет не­ма­ло ин­те­рес­ных фак­тов.

2. Пер­вые упо­ми­на­ния о по­дел­ках из бу­ма­ги (прав­да, мало по­хо­жих на со­вре­мен­ное ори­га­ми) от­но­сят­ся еще к эпохе Хэйан (8-12 века). То­гдаш­ние са­му­раи де­ла­ли друг другу не­боль­шие по­дар­ки, к ко­то­рым при­креп­ля­ли так на­зы­ва­е­мые «носи» — укра­ше­ния из бу­маж­ных лент.

3. Япон­цы счи­та­ют ори­га­ми на­сто­я­щим ис­кус­ством. Как для лю­бо­го ис­кус­ства, для него дей­ству­ют свои ка­но­ны. Фи­гур­ка долж­на по­яв­лять­ся толь­ко одним спо­со­бом — путем сги­ба­ния листа. Если в ход пус­ка­ют­ся клей и нож­ни­цы, ори­га­ми пе­ре­ста­ет быть ори­га­ми. Скла­ды­ва­ние фи­гу­рок про­во­дит­ся в осо­бом по­ряд­ке. Эта си­сте­ма была раз­ра­бо­та­на толь­ко в два­дца­том веке, ее автор — Акира Есид­за­ва.

4. Со­вре­мен­ное «бу­маж­ное ис­кус­ство» не так стро­го, как можно было бы по­ду­мать. И даже сами япон­цы охот­но на­ру­ша­ют вве­ден­ные Есид­за­вой пра­ви­ла. На­при­мер, делая не плос­кие, как пред­пи­сы­ва­ет клас­си­че­ская тех­ни­ка, а объ­ем­ные сер­деч­ки из бу­ма­ги. Или скла­ды­вая не из од­но­го цель­но­го листа, а из не­сколь­ких. Также во­пре­ки уста­нов­лен­но­му ка­но­ну, со­глас­но ко­то­ро­му сле­ду­ет ис­поль­зо­вать толь­ко квад­рат­ные листы опре­де­лен­но­го раз­ме­ра, в на­сто­я­щее время все чаще де­ла­ют ори­га­ми из бу­ма­ги, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной сей­час в мире — офис­но­го стан­дарт­но­го фор­ма­та А4.

Мик­ро­те­ма тре­тье­го аб­за­ца

1) из­вест­ные лю­би­те­ли ори­га­ми
2) изоб­ре­те­ние ори­га­ми
3) на­ру­ше­ния пра­вил ори­га­ми
4) пра­ви­ла ори­га­ми
5) ори­га­ми в эпоху Хэйан
5.  
i

1. Мил­ли­о­ны че­ло­век по всему миру объ­еди­ня­ет ин­те­рес­ное хобби — скла­ды­ва­ние фи­гу­рок из бу­маж­ных ли­стов. Се­год­ня все мы знаем, что оно на­зы­ва­ет­ся ори­га­ми и при­шло к нам из Япо­нии. На этом зна­ния боль­шин­ства людей, не увле­ка­ю­щих­ся ори­га­ми, и за­кан­чи­ва­ют­ся. А ведь о нем су­ще­ству­ет не­ма­ло ин­те­рес­ных фак­тов.

2. Пер­вые упо­ми­на­ния о по­дел­ках из бу­ма­ги (прав­да, мало по­хо­жих на со­вре­мен­ное ори­га­ми) от­но­сят­ся еще к эпохе Хэйан (8-12 века). То­гдаш­ние са­му­раи де­ла­ли друг другу не­боль­шие по­дар­ки, к ко­то­рым при­креп­ля­ли так на­зы­ва­е­мые «носи» — укра­ше­ния из бу­маж­ных лент.

3. Япон­цы счи­та­ют ори­га­ми на­сто­я­щим ис­кус­ством. Как для лю­бо­го ис­кус­ства, для него дей­ству­ют свои ка­но­ны. Фи­гур­ка долж­на по­яв­лять­ся толь­ко одним спо­со­бом — путем сги­ба­ния листа. Если в ход пус­ка­ют­ся клей и нож­ни­цы, ори­га­ми пе­ре­ста­ет быть ори­га­ми. Скла­ды­ва­ние фи­гу­рок про­во­дит­ся в осо­бом по­ряд­ке. Эта си­сте­ма была раз­ра­бо­та­на толь­ко в два­дца­том веке, ее автор — Акира Есид­за­ва.

4. Со­вре­мен­ное «бу­маж­ное ис­кус­ство» не так стро­го, как можно было бы по­ду­мать. И даже сами япон­цы охот­но на­ру­ша­ют вве­ден­ные Есид­за­вой пра­ви­ла. На­при­мер, делая не плос­кие, как пред­пи­сы­ва­ет клас­си­че­ская тех­ни­ка, а объ­ем­ные сер­деч­ки из бу­ма­ги. Или скла­ды­вая не из од­но­го цель­но­го листа, а из не­сколь­ких. Также во­пре­ки уста­нов­лен­но­му ка­но­ну, со­глас­но ко­то­ро­му сле­ду­ет ис­поль­зо­вать толь­ко квад­рат­ные листы опре­де­лен­но­го раз­ме­ра, в на­сто­я­щее время все чаще де­ла­ют ори­га­ми из бу­ма­ги, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной сей­час в мире — офис­но­го стан­дарт­но­го фор­ма­та А4.

Пред­ло­же­ние «Со­вре­мен­ное «бу­маж­ное ис­кус­ство» не так стро­го, как можно по­ду­мать» для чет­вер­то­го аб­за­ца яв­ля­ет­ся

1) при­ме­ром в тек­сте
2) окон­ча­ни­ем по­вест­во­ва­ния
3) ин­фор­ма­ци­ей, про­ти­во­ре­ча­щей со­дер­жа­нию аб­за­ца
4) не­оспо­ри­мым до­ка­за­тель­ством
5) те­зи­сом, к ко­то­ро­му при­ве­де­ны до­ка­за­тель­ства
6.  
i

1. Мил­ли­о­ны че­ло­век по всему миру объ­еди­ня­ет ин­те­рес­ное хобби — скла­ды­ва­ние фи­гу­рок из бу­маж­ных ли­стов. Се­год­ня все мы знаем, что оно на­зы­ва­ет­ся ори­га­ми и при­шло к нам из Япо­нии. На этом зна­ния боль­шин­ства людей, не увле­ка­ю­щих­ся ори­га­ми, и за­кан­чи­ва­ют­ся. А ведь о нем су­ще­ству­ет не­ма­ло ин­те­рес­ных фак­тов.

2. Пер­вые упо­ми­на­ния о по­дел­ках из бу­ма­ги (прав­да, мало по­хо­жих на со­вре­мен­ное ори­га­ми) от­но­сят­ся еще к эпохе Хэйан (8-12 века). То­гдаш­ние са­му­раи де­ла­ли друг другу не­боль­шие по­дар­ки, к ко­то­рым при­креп­ля­ли так на­зы­ва­е­мые «носи» — укра­ше­ния из бу­маж­ных лент.

3. Япон­цы счи­та­ют ори­га­ми на­сто­я­щим ис­кус­ством. Как для лю­бо­го ис­кус­ства, для него дей­ству­ют свои ка­но­ны. Фи­гур­ка долж­на по­яв­лять­ся толь­ко одним спо­со­бом — путем сги­ба­ния листа. Если в ход пус­ка­ют­ся клей и нож­ни­цы, ори­га­ми пе­ре­ста­ет быть ори­га­ми. Скла­ды­ва­ние фи­гу­рок про­во­дит­ся в осо­бом по­ряд­ке. Эта си­сте­ма была раз­ра­бо­та­на толь­ко в два­дца­том веке, ее автор — Акира Есид­за­ва.

4. Со­вре­мен­ное «бу­маж­ное ис­кус­ство» не так стро­го, как можно было бы по­ду­мать. И даже сами япон­цы охот­но на­ру­ша­ют вве­ден­ные Есид­за­вой пра­ви­ла. На­при­мер, делая не плос­кие, как пред­пи­сы­ва­ет клас­си­че­ская тех­ни­ка, а объ­ем­ные сер­деч­ки из бу­ма­ги. Или скла­ды­вая не из од­но­го цель­но­го листа, а из не­сколь­ких. Также во­пре­ки уста­нов­лен­но­му ка­но­ну, со­глас­но ко­то­ро­му сле­ду­ет ис­поль­зо­вать толь­ко квад­рат­ные листы опре­де­лен­но­го раз­ме­ра, в на­сто­я­щее время все чаще де­ла­ют ори­га­ми из бу­ма­ги, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной сей­час в мире — офис­но­го стан­дарт­но­го фор­ма­та А4.

Ин­фор­ма­ция, не со­от­вет­ству­ю­щая тек­сту

1) со­вре­мен­ные лю­би­те­ли ори­га­ми не все­гда со­блю­да­ют пра­ви­ла
2) ори­га­ми воз­ник­ли еще до нашей эры
3) су­ще­ству­ют пра­ви­ла со­зда­ния ори­га­ми
4) со­вре­мен­ные ори­га­ми скла­ды­ва­ют из бу­ма­ги
5) про­то­ти­пом ори­га­ми были «носи»
7.  
i

1. Когда древ­ние ви­кин­ги впер­вые уви­де­ли пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся ра­дуж­ное си­я­ние в ноч­ном небе, они сразу по­ня­ли: это блики от мечей валь­ки­рий. Народ са­а­мов, жи­ву­щий рядом с по­ляр­ным си­я­ни­ем ис­по­кон веков, имеет не­сколь­ко вер­сий про­ис­хо­дя­ще­го: это могут быть ве­сточ­ки живым из мира мерт­вых, а могут быть искры, ко­то­рые взмет­ну­лись на не­бе­са после взма­ха ли­сье­го хво­ста (имен­но бла­го­да­ря этой ле­ген­де воз­ник­ло фин­ское на­зва­ние при­род­но­го яв­ле­ния — «лисьи огни»). В Сред­ние века счи­та­лось, что по­ляр­ное си­я­ние пред­ре­ка­ет эпи­де­мию и войны.

2. Пер­вым суть яв­ле­ния по­пы­тал­ся объ­яс­нить Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов: имен­но он уста­но­вил, что се­вер­ное си­я­ние имеет элек­три­че­скую при­ро­ду. Боль­шин­ство за­ря­жен­ных ча­стиц сол­неч­но­го ветра, ко­то­рые до­сти­га­ют нашей пла­не­ты, от­ра­жа­ют­ся. _____ не­ко­то­рым все-таки уда­ет­ся в маг­нит­ное поле Земли. Эти ча­сти­цы и об­ра­зу­ют све­че­ние, стал­ки­ва­ясь с мо­ле­ку­ла­ми воз­ду­ха в верх­ней части ат­мо­сфе­ры (при­мер­но в 100 км над по­верх­но­стью пла­не­ты). Жел­тый, зе­ле­ный и крас­ный цвета воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря со­дер­жа­нию кис­ло­ро­да в воз­ду­хе, а за синие и фи­о­ле­то­вые от­тен­ки от­ве­ча­ет азот. На­уч­ное на­зва­ние си­я­ние по­лу­чи­ло в честь рим­ской бо­ги­ни утрен­ней зари. Часто люди за­бы­ва­ют, что по­ляр­ное си­я­ние, в оби­хо­де «се­вер­ное», на­блю­да­ет­ся у Юж­но­го по­лю­са.

3. Пред­ска­зать яв­ле­ние прак­ти­че­ски не­воз­мож­но; этот факт все­гда до­са­ждал пу­те­ше­ствен­ни­кам, же­ла­ю­щим сво­и­ми гла­за­ми взгля­нуть на «пляс­ки духов». Од­на­ко по­сколь­ку ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния си­я­ния на­пря­мую за­ви­сит от сол­неч­ной ак­тив­но­сти, уче­ные смог­ли уста­но­вить не­сколь­ко за­ко­но­мер­но­стей.

4. Тра­ди­ци­он­ным се­зо­ном се­вер­но­го си­я­ния счи­та­ет­ся пе­ри­од между осен­ним ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем: с 21 сен­тяб­ря по 21 марта. В это время в се­вер­ных ши­ро­тах очень рано тем­не­ет. Более точ­ное время за­ви­сит от стра­ны: где-то си­я­ние по­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко с де­каб­ря, а в более се­вер­ных ши­ро­тах кра­соч­ное зре­ли­ще можно уви­деть и в ап­ре­ле. Самые вы­со­кие шансы за­стать си­я­ние — с 21:00 до 23:30. После по­лу­но­чи от­кло­не­ния в маг­нит­ных по­лю­сах Земли вы­рав­ни­ва­ют­ся, так что ве­ро­ят­ность сни­жа­ет­ся. Иде­аль­ная ночь для се­вер­но­го си­я­ния — ясная и мо­роз­ная.

5. С каж­дым годом на по­ис­ки се­вер­но­го си­я­ния от­прав­ля­ет­ся все боль­ше пу­те­ше­ствен­ни­ков; из опас­но­го при­клю­че­ния это ста­но­вит­ся вы­год­ным ту­ри­сти­че­ским на­прав­ле­ни­ем. Од­на­ко не­уло­ви­мость и не­пред­ска­зу­е­мость фе­но­ме­на все равно сде­ла­ет се­вер­ное пу­те­ше­ствие за­хва­ты­ва­ю­щим, ро­ман­тич­ным и даже азарт­ным.

Объ­яс­не­ние уче­ных при­ро­ды се­вер­но­го си­я­ния да­ет­ся в аб­за­цах

1) 4, 5
2) 2, 3
3) 1, 5
4) 1, 2
5) 2, 5
8.  
i

1. Когда древ­ние ви­кин­ги впер­вые уви­де­ли пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся ра­дуж­ное си­я­ние в ноч­ном небе, они сразу по­ня­ли: это блики от мечей валь­ки­рий. Народ са­а­мов, жи­ву­щий рядом с по­ляр­ным си­я­ни­ем ис­по­кон веков, имеет не­сколь­ко вер­сий про­ис­хо­дя­ще­го: это могут быть ве­сточ­ки живым из мира мерт­вых, а могут быть искры, ко­то­рые взмет­ну­лись на не­бе­са после взма­ха ли­сье­го хво­ста (имен­но бла­го­да­ря этой ле­ген­де воз­ник­ло фин­ское на­зва­ние при­род­но­го яв­ле­ния — «лисьи огни»). В Сред­ние века счи­та­лось, что по­ляр­ное си­я­ние пред­ре­ка­ет эпи­де­мию и войны.

2. Пер­вым суть яв­ле­ния по­пы­тал­ся объ­яс­нить Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов: имен­но он уста­но­вил, что се­вер­ное си­я­ние имеет элек­три­че­скую при­ро­ду. Боль­шин­ство за­ря­жен­ных ча­стиц сол­неч­но­го ветра, ко­то­рые до­сти­га­ют нашей пла­не­ты, от­ра­жа­ют­ся. _____ не­ко­то­рым все-таки уда­ет­ся в маг­нит­ное поле Земли. Эти ча­сти­цы и об­ра­зу­ют све­че­ние, стал­ки­ва­ясь с мо­ле­ку­ла­ми воз­ду­ха в верх­ней части ат­мо­сфе­ры (при­мер­но в 100 км над по­верх­но­стью пла­не­ты). Жел­тый, зе­ле­ный и крас­ный цвета воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря со­дер­жа­нию кис­ло­ро­да в воз­ду­хе, а за синие и фи­о­ле­то­вые от­тен­ки от­ве­ча­ет азот. На­уч­ное на­зва­ние си­я­ние по­лу­чи­ло в честь рим­ской бо­ги­ни утрен­ней зари. Часто люди за­бы­ва­ют, что по­ляр­ное си­я­ние, в оби­хо­де «се­вер­ное», на­блю­да­ет­ся у Юж­но­го по­лю­са.

3. Пред­ска­зать яв­ле­ние прак­ти­че­ски не­воз­мож­но; этот факт все­гда до­са­ждал пу­те­ше­ствен­ни­кам, же­ла­ю­щим сво­и­ми гла­за­ми взгля­нуть на «пляс­ки духов». Од­на­ко по­сколь­ку ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния си­я­ния на­пря­мую за­ви­сит от сол­неч­ной ак­тив­но­сти, уче­ные смог­ли уста­но­вить не­сколь­ко за­ко­но­мер­но­стей.

4. Тра­ди­ци­он­ным се­зо­ном се­вер­но­го си­я­ния счи­та­ет­ся пе­ри­од между осен­ним ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем: с 21 сен­тяб­ря по 21 марта. В это время в се­вер­ных ши­ро­тах очень рано тем­не­ет. Более точ­ное время за­ви­сит от стра­ны: где-то си­я­ние по­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко с де­каб­ря, а в более се­вер­ных ши­ро­тах кра­соч­ное зре­ли­ще можно уви­деть и в ап­ре­ле. Самые вы­со­кие шансы за­стать си­я­ние — с 21:00 до 23:30. После по­лу­но­чи от­кло­не­ния в маг­нит­ных по­лю­сах Земли вы­рав­ни­ва­ют­ся, так что ве­ро­ят­ность сни­жа­ет­ся. Иде­аль­ная ночь для се­вер­но­го си­я­ния — ясная и мо­роз­ная.

5. С каж­дым годом на по­ис­ки се­вер­но­го си­я­ния от­прав­ля­ет­ся все боль­ше пу­те­ше­ствен­ни­ков; из опас­но­го при­клю­че­ния это ста­но­вит­ся вы­год­ным ту­ри­сти­че­ским на­прав­ле­ни­ем. Од­на­ко не­уло­ви­мость и не­пред­ска­зу­е­мость фе­но­ме­на все равно сде­ла­ет се­вер­ное пу­те­ше­ствие за­хва­ты­ва­ю­щим, ро­ман­тич­ным и даже азарт­ным.

К аб­за­цу 1 можно за­дать во­прос

1) Какую ночь можно на­звать иде­аль­ной для се­вер­но­го си­я­ния?
2) В какое время можно на­блю­дать се­вер­ное си­я­ние?
3) Что при­вле­ка­ет ту­ри­стов в се­вер­ном пу­те­ше­ствии?
4) Как в древ­но­сти люди объ­яс­ня­ли се­вер­ное си­я­ние?
5) Какое иде­аль­ное время для се­вер­но­го си­я­ния?
9.  
i

1. Когда древ­ние ви­кин­ги впер­вые уви­де­ли пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся ра­дуж­ное си­я­ние в ноч­ном небе, они сразу по­ня­ли: это блики от мечей валь­ки­рий. Народ са­а­мов, жи­ву­щий рядом с по­ляр­ным си­я­ни­ем ис­по­кон веков, имеет не­сколь­ко вер­сий про­ис­хо­дя­ще­го: это могут быть ве­сточ­ки живым из мира мерт­вых, а могут быть искры, ко­то­рые взмет­ну­лись на не­бе­са после взма­ха ли­сье­го хво­ста (имен­но бла­го­да­ря этой ле­ген­де воз­ник­ло фин­ское на­зва­ние при­род­но­го яв­ле­ния — «лисьи огни»). В Сред­ние века счи­та­лось, что по­ляр­ное си­я­ние пред­ре­ка­ет эпи­де­мию и войны.

2. Пер­вым суть яв­ле­ния по­пы­тал­ся объ­яс­нить Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов: имен­но он уста­но­вил, что се­вер­ное си­я­ние имеет элек­три­че­скую при­ро­ду. Боль­шин­ство за­ря­жен­ных ча­стиц сол­неч­но­го ветра, ко­то­рые до­сти­га­ют нашей пла­не­ты, от­ра­жа­ют­ся. _____ не­ко­то­рым все-таки уда­ет­ся в маг­нит­ное поле Земли. Эти ча­сти­цы и об­ра­зу­ют све­че­ние, стал­ки­ва­ясь с мо­ле­ку­ла­ми воз­ду­ха в верх­ней части ат­мо­сфе­ры (при­мер­но в 100 км над по­верх­но­стью пла­не­ты). Жел­тый, зе­ле­ный и крас­ный цвета воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря со­дер­жа­нию кис­ло­ро­да в воз­ду­хе, а за синие и фи­о­ле­то­вые от­тен­ки от­ве­ча­ет азот. На­уч­ное на­зва­ние си­я­ние по­лу­чи­ло в честь рим­ской бо­ги­ни утрен­ней зари. Часто люди за­бы­ва­ют, что по­ляр­ное си­я­ние, в оби­хо­де «се­вер­ное», на­блю­да­ет­ся у Юж­но­го по­лю­са.

3. Пред­ска­зать яв­ле­ние прак­ти­че­ски не­воз­мож­но; этот факт все­гда до­са­ждал пу­те­ше­ствен­ни­кам, же­ла­ю­щим сво­и­ми гла­за­ми взгля­нуть на «пляс­ки духов». Од­на­ко по­сколь­ку ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния си­я­ния на­пря­мую за­ви­сит от сол­неч­ной ак­тив­но­сти, уче­ные смог­ли уста­но­вить не­сколь­ко за­ко­но­мер­но­стей.

4. Тра­ди­ци­он­ным се­зо­ном се­вер­но­го си­я­ния счи­та­ет­ся пе­ри­од между осен­ним ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем: с 21 сен­тяб­ря по 21 марта. В это время в се­вер­ных ши­ро­тах очень рано тем­не­ет. Более точ­ное время за­ви­сит от стра­ны: где-то си­я­ние по­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко с де­каб­ря, а в более се­вер­ных ши­ро­тах кра­соч­ное зре­ли­ще можно уви­деть и в ап­ре­ле. Самые вы­со­кие шансы за­стать си­я­ние — с 21:00 до 23:30. После по­лу­но­чи от­кло­не­ния в маг­нит­ных по­лю­сах Земли вы­рав­ни­ва­ют­ся, так что ве­ро­ят­ность сни­жа­ет­ся. Иде­аль­ная ночь для се­вер­но­го си­я­ния — ясная и мо­роз­ная.

5. С каж­дым годом на по­ис­ки се­вер­но­го си­я­ния от­прав­ля­ет­ся все боль­ше пу­те­ше­ствен­ни­ков; из опас­но­го при­клю­че­ния это ста­но­вит­ся вы­год­ным ту­ри­сти­че­ским на­прав­ле­ни­ем. Од­на­ко не­уло­ви­мость и не­пред­ска­зу­е­мость фе­но­ме­на все равно сде­ла­ет се­вер­ное пу­те­ше­ствие за­хва­ты­ва­ю­щим, ро­ман­тич­ным и даже азарт­ным.

Ин­фор­ма­ция, со­от­вет­ству­ю­щая тек­сту

1) Все знают, что се­вер­ное си­я­ние бы­ва­ет и у Юж­но­го по­лю­са
2) На Се­вер­ном По­лю­се се­вер­ное си­я­ние бы­ва­ет каж­дую ночь
3) Земля — не един­ствен­ная пла­не­та, где бы­ва­ет се­вер­ное си­я­ние
4) Фин­ское на­зва­ние се­вер­но­го си­я­ния — «лисьи огни»
5) Се­вер­ное си­я­ние не за­ви­сит от ак­тив­но­сти Солн­ца
10.  
i

1. Когда древ­ние ви­кин­ги впер­вые уви­де­ли пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся ра­дуж­ное си­я­ние в ноч­ном небе, они сразу по­ня­ли: это блики от мечей валь­ки­рий. Народ са­а­мов, жи­ву­щий рядом с по­ляр­ным си­я­ни­ем ис­по­кон веков, имеет не­сколь­ко вер­сий про­ис­хо­дя­ще­го: это могут быть ве­сточ­ки живым из мира мерт­вых, а могут быть искры, ко­то­рые взмет­ну­лись на не­бе­са после взма­ха ли­сье­го хво­ста (имен­но бла­го­да­ря этой ле­ген­де воз­ник­ло фин­ское на­зва­ние при­род­но­го яв­ле­ния — «лисьи огни»). В Сред­ние века счи­та­лось, что по­ляр­ное си­я­ние пред­ре­ка­ет эпи­де­мию и войны.

2. Пер­вым суть яв­ле­ния по­пы­тал­ся объ­яс­нить Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов: имен­но он уста­но­вил, что се­вер­ное си­я­ние имеет элек­три­че­скую при­ро­ду. Боль­шин­ство за­ря­жен­ных ча­стиц сол­неч­но­го ветра, ко­то­рые до­сти­га­ют нашей пла­не­ты, от­ра­жа­ют­ся. _____ не­ко­то­рым все-таки уда­ет­ся в маг­нит­ное поле Земли. Эти ча­сти­цы и об­ра­зу­ют све­че­ние, стал­ки­ва­ясь с мо­ле­ку­ла­ми воз­ду­ха в верх­ней части ат­мо­сфе­ры (при­мер­но в 100 км над по­верх­но­стью пла­не­ты). Жел­тый, зе­ле­ный и крас­ный цвета воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря со­дер­жа­нию кис­ло­ро­да в воз­ду­хе, а за синие и фи­о­ле­то­вые от­тен­ки от­ве­ча­ет азот. На­уч­ное на­зва­ние си­я­ние по­лу­чи­ло в честь рим­ской бо­ги­ни утрен­ней зари. Часто люди за­бы­ва­ют, что по­ляр­ное си­я­ние, в оби­хо­де «се­вер­ное», на­блю­да­ет­ся у Юж­но­го по­лю­са.

3. Пред­ска­зать яв­ле­ние прак­ти­че­ски не­воз­мож­но; этот факт все­гда до­са­ждал пу­те­ше­ствен­ни­кам, же­ла­ю­щим сво­и­ми гла­за­ми взгля­нуть на «пляс­ки духов». Од­на­ко по­сколь­ку ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния си­я­ния на­пря­мую за­ви­сит от сол­неч­ной ак­тив­но­сти, уче­ные смог­ли уста­но­вить не­сколь­ко за­ко­но­мер­но­стей.

4. Тра­ди­ци­он­ным се­зо­ном се­вер­но­го си­я­ния счи­та­ет­ся пе­ри­од между осен­ним ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем: с 21 сен­тяб­ря по 21 марта. В это время в се­вер­ных ши­ро­тах очень рано тем­не­ет. Более точ­ное время за­ви­сит от стра­ны: где-то си­я­ние по­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко с де­каб­ря, а в более се­вер­ных ши­ро­тах кра­соч­ное зре­ли­ще можно уви­деть и в ап­ре­ле. Самые вы­со­кие шансы за­стать си­я­ние — с 21:00 до 23:30. После по­лу­но­чи от­кло­не­ния в маг­нит­ных по­лю­сах Земли вы­рав­ни­ва­ют­ся, так что ве­ро­ят­ность сни­жа­ет­ся. Иде­аль­ная ночь для се­вер­но­го си­я­ния — ясная и мо­роз­ная.

5. С каж­дым годом на по­ис­ки се­вер­но­го си­я­ния от­прав­ля­ет­ся все боль­ше пу­те­ше­ствен­ни­ков; из опас­но­го при­клю­че­ния это ста­но­вит­ся вы­год­ным ту­ри­сти­че­ским на­прав­ле­ни­ем. Од­на­ко не­уло­ви­мость и не­пред­ска­зу­е­мость фе­но­ме­на все равно сде­ла­ет се­вер­ное пу­те­ше­ствие за­хва­ты­ва­ю­щим, ро­ман­тич­ным и даже азарт­ным.

Во­прос, на ко­то­рый нель­зя от­ве­тить по со­дер­жа­нию тек­ста

1) Кто пер­вым уста­но­вил при­ро­ду се­вер­но­го си­я­ния?
2) Какую при­ро­ду имеет се­вер­ное си­я­ние?
3) По­че­му люди меч­та­ют уви­деть се­вер­ное си­я­ние?
4) Какие ле­ген­ды свя­за­ны с се­вер­ным си­я­ни­ем?
5) От чего за­ви­сит сила си­я­ния?
11.  
i

1. Когда древ­ние ви­кин­ги впер­вые уви­де­ли пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся ра­дуж­ное си­я­ние в ноч­ном небе, они сразу по­ня­ли: это блики от мечей валь­ки­рий. Народ са­а­мов, жи­ву­щий рядом с по­ляр­ным си­я­ни­ем ис­по­кон веков, имеет не­сколь­ко вер­сий про­ис­хо­дя­ще­го: это могут быть ве­сточ­ки живым из мира мерт­вых, а могут быть искры, ко­то­рые взмет­ну­лись на не­бе­са после взма­ха ли­сье­го хво­ста (имен­но бла­го­да­ря этой ле­ген­де воз­ник­ло фин­ское на­зва­ние при­род­но­го яв­ле­ния — «лисьи огни»). В Сред­ние века счи­та­лось, что по­ляр­ное си­я­ние пред­ре­ка­ет эпи­де­мию и войны.

2. Пер­вым суть яв­ле­ния по­пы­тал­ся объ­яс­нить Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов: имен­но он уста­но­вил, что се­вер­ное си­я­ние имеет элек­три­че­скую при­ро­ду. Боль­шин­ство за­ря­жен­ных ча­стиц сол­неч­но­го ветра, ко­то­рые до­сти­га­ют нашей пла­не­ты, от­ра­жа­ют­ся. _____ не­ко­то­рым все-таки уда­ет­ся в маг­нит­ное поле Земли. Эти ча­сти­цы и об­ра­зу­ют све­че­ние, стал­ки­ва­ясь с мо­ле­ку­ла­ми воз­ду­ха в верх­ней части ат­мо­сфе­ры (при­мер­но в 100 км над по­верх­но­стью пла­не­ты). Жел­тый, зе­ле­ный и крас­ный цвета воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря со­дер­жа­нию кис­ло­ро­да в воз­ду­хе, а за синие и фи­о­ле­то­вые от­тен­ки от­ве­ча­ет азот. На­уч­ное на­зва­ние си­я­ние по­лу­чи­ло в честь рим­ской бо­ги­ни утрен­ней зари. Часто люди за­бы­ва­ют, что по­ляр­ное си­я­ние, в оби­хо­де «се­вер­ное», на­блю­да­ет­ся у Юж­но­го по­лю­са.

3. Пред­ска­зать яв­ле­ние прак­ти­че­ски не­воз­мож­но; этот факт все­гда до­са­ждал пу­те­ше­ствен­ни­кам, же­ла­ю­щим сво­и­ми гла­за­ми взгля­нуть на «пляс­ки духов». Од­на­ко по­сколь­ку ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния си­я­ния на­пря­мую за­ви­сит от сол­неч­ной ак­тив­но­сти, уче­ные смог­ли уста­но­вить не­сколь­ко за­ко­но­мер­но­стей.

4. Тра­ди­ци­он­ным се­зо­ном се­вер­но­го си­я­ния счи­та­ет­ся пе­ри­од между осен­ним ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем: с 21 сен­тяб­ря по 21 марта. В это время в се­вер­ных ши­ро­тах очень рано тем­не­ет. Более точ­ное время за­ви­сит от стра­ны: где-то си­я­ние по­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко с де­каб­ря, а в более се­вер­ных ши­ро­тах кра­соч­ное зре­ли­ще можно уви­деть и в ап­ре­ле. Самые вы­со­кие шансы за­стать си­я­ние — с 21:00 до 23:30. После по­лу­но­чи от­кло­не­ния в маг­нит­ных по­лю­сах Земли вы­рав­ни­ва­ют­ся, так что ве­ро­ят­ность сни­жа­ет­ся. Иде­аль­ная ночь для се­вер­но­го си­я­ния — ясная и мо­роз­ная.

5. С каж­дым годом на по­ис­ки се­вер­но­го си­я­ния от­прав­ля­ет­ся все боль­ше пу­те­ше­ствен­ни­ков; из опас­но­го при­клю­че­ния это ста­но­вит­ся вы­год­ным ту­ри­сти­че­ским на­прав­ле­ни­ем. Од­на­ко не­уло­ви­мость и не­пред­ска­зу­е­мость фе­но­ме­на все равно сде­ла­ет се­вер­ное пу­те­ше­ствие за­хва­ты­ва­ю­щим, ро­ман­тич­ным и даже азарт­ным.

Пред­ло­же­ние «Од­на­ко не­уло­ви­мость и не­пред­ска­зу­е­мость фе­но­ме­на все равно сде­ла­ет се­вер­ное пу­те­ше­ствие за­хва­ты­ва­ю­щим, ро­ман­тич­ным и даже азарт­ным» яв­ля­ет­ся

1) обоб­ще­ни­ем мыс­лей
2) раз­ви­ти­ем рас­суж­де­ния
3) те­зи­сом, к ко­то­ро­му пред­став­ле­ны ар­гу­мен­ты
4) ввод­ным пред­ло­же­ни­ем
5) опро­вер­же­ни­ем ска­зан­но­го
12.  
i

1. Когда древ­ние ви­кин­ги впер­вые уви­де­ли пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся ра­дуж­ное си­я­ние в ноч­ном небе, они сразу по­ня­ли: это блики от мечей валь­ки­рий. Народ са­а­мов, жи­ву­щий рядом с по­ляр­ным си­я­ни­ем ис­по­кон веков, имеет не­сколь­ко вер­сий про­ис­хо­дя­ще­го: это могут быть ве­сточ­ки живым из мира мерт­вых, а могут быть искры, ко­то­рые взмет­ну­лись на не­бе­са после взма­ха ли­сье­го хво­ста (имен­но бла­го­да­ря этой ле­ген­де воз­ник­ло фин­ское на­зва­ние при­род­но­го яв­ле­ния — «лисьи огни»). В Сред­ние века счи­та­лось, что по­ляр­ное си­я­ние пред­ре­ка­ет эпи­де­мию и войны.

2. Пер­вым суть яв­ле­ния по­пы­тал­ся объ­яс­нить Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов: имен­но он уста­но­вил, что се­вер­ное си­я­ние имеет элек­три­че­скую при­ро­ду. Боль­шин­ство за­ря­жен­ных ча­стиц сол­неч­но­го ветра, ко­то­рые до­сти­га­ют нашей пла­не­ты, от­ра­жа­ют­ся. _____ не­ко­то­рым все-таки уда­ет­ся в маг­нит­ное поле Земли. Эти ча­сти­цы и об­ра­зу­ют све­че­ние, стал­ки­ва­ясь с мо­ле­ку­ла­ми воз­ду­ха в верх­ней части ат­мо­сфе­ры (при­мер­но в 100 км над по­верх­но­стью пла­не­ты). Жел­тый, зе­ле­ный и крас­ный цвета воз­ни­ка­ют бла­го­да­ря со­дер­жа­нию кис­ло­ро­да в воз­ду­хе, а за синие и фи­о­ле­то­вые от­тен­ки от­ве­ча­ет азот. На­уч­ное на­зва­ние си­я­ние по­лу­чи­ло в честь рим­ской бо­ги­ни утрен­ней зари. Часто люди за­бы­ва­ют, что по­ляр­ное си­я­ние, в оби­хо­де «се­вер­ное», на­блю­да­ет­ся у Юж­но­го по­лю­са.

3. Пред­ска­зать яв­ле­ние прак­ти­че­ски не­воз­мож­но; этот факт все­гда до­са­ждал пу­те­ше­ствен­ни­кам, же­ла­ю­щим сво­и­ми гла­за­ми взгля­нуть на «пляс­ки духов». Од­на­ко по­сколь­ку ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния си­я­ния на­пря­мую за­ви­сит от сол­неч­ной ак­тив­но­сти, уче­ные смог­ли уста­но­вить не­сколь­ко за­ко­но­мер­но­стей.

4. Тра­ди­ци­он­ным се­зо­ном се­вер­но­го си­я­ния счи­та­ет­ся пе­ри­од между осен­ним ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем: с 21 сен­тяб­ря по 21 марта. В это время в се­вер­ных ши­ро­тах очень рано тем­не­ет. Более точ­ное время за­ви­сит от стра­ны: где-то си­я­ние по­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко с де­каб­ря, а в более се­вер­ных ши­ро­тах кра­соч­ное зре­ли­ще можно уви­деть и в ап­ре­ле. Самые вы­со­кие шансы за­стать си­я­ние — с 21:00 до 23:30. После по­лу­но­чи от­кло­не­ния в маг­нит­ных по­лю­сах Земли вы­рав­ни­ва­ют­ся, так что ве­ро­ят­ность сни­жа­ет­ся. Иде­аль­ная ночь для се­вер­но­го си­я­ния — ясная и мо­роз­ная.

5. С каж­дым годом на по­ис­ки се­вер­но­го си­я­ния от­прав­ля­ет­ся все боль­ше пу­те­ше­ствен­ни­ков; из опас­но­го при­клю­че­ния это ста­но­вит­ся вы­год­ным ту­ри­сти­че­ским на­прав­ле­ни­ем. Од­на­ко не­уло­ви­мость и не­пред­ска­зу­е­мость фе­но­ме­на все равно сде­ла­ет се­вер­ное пу­те­ше­ствие за­хва­ты­ва­ю­щим, ро­ман­тич­ным и даже азарт­ным.

Вме­сто про­бе­ла можно вста­вить слово

1) во-пер­вых
2) итак
3) по-моему
4) од­на­ко
5) по­то­му что
13.  
i

КАЛИ БАЙ­ЖА­НОВ

1. Кали Бай­жа­нов  — ка­зах­ский певец, на­род­ный ар­тист Ка­зах­ской ССР. ро­дил­ся в 1877 году в ме­стеч­ке Кия-Куль Ба­я­на­уль

ского рай­о­на Пав­ло­дар­ской об­ла­сти. Кали рано ли­шил­ся ро­ди­те­лей, по­знал нужду и труд­но­сти. Рано начал свою тру­до­вую де­я­тель­ность. В Эки­ба­сту­зе он ра­бо­тал шахтёром, затем ка­мен­щи­ком в Жел­тау.

2. При­ро­да ода­ри­ла его са­мо­быт­ным го­ло­сом. На Ко­ян­дин­ской яр­мар­ке про­изо­шла встре­ча мо­ло­до­го певца с из­вест­ным акы­ном и ком­по­зи­то­ром Жа­ры­л­га­п­бер­ды. По­езд­ки вме­сте с по­этом по аулам, встре­чи с Бир­жан-салом, Жаяу Мусой и дру­ги­ми пев­ца­ми от­кры­ли перед юным та­лан­том бо­га­тый мир му­зы­ки ка­зах­ско­го на­ро­да.

3. Важ­ней­шим со­бы­ти­ем в его жизни стала по­езд­ка в аул Абая Ку­нан­ба­е­ва и встре­ча с ним. Кали ис­пол­нил песни «Ардак» и «Топай кок» Жа­ры­л­га­п­бер­ды. Кра­си­вые ме­ло­дич­ные на­пе­вы про­зву­ча­ли в юрте Абая, и долго все вспо­ми­на­ли об этих мгно­ве­ни­ях с вос­хи­ще­ни­ем.

4. В ре­пер­ту­ар певца вхо­ди­ли песни «Жан­бо­та» Бир­жа­на, «Ха­у­лау» Жаяу Мусы и дру­гие. Ис­пол­ни­тель­ское ма­стер­ство Бай­жа­но­ва вы­со­ко це­ни­ли ком­по­зи­тор Ахмет Жу­ба­нов, эт­но­граф Алек­сандр За­та­е­вич.

5. Кали Бай­жа­нов участ­во­вал в твор­че­ском са­мо­де­я­тель­ном кон­кур­се пев­цов в Се­ми­па­ла­тин­ске, ра­бо­тал в Ка­зах­ском те­ат­ре драмы, при­нял уча­стие в кон­цер­те «Эт­но­мир», вы­сту­пал на сцене Боль­шо­го те­ат­ра.

6. Один из пев­че­ских кол­лек­ти­вов, воз­ник­ший при Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те в на­ча­ле 30-х годов XX века, — это хор ра­дио­ко­ми­те­та. Сюда при­гла­си­ли со­ли­стом Кали Бай­жа­но­ва. Пер­вый ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель хо­ро­во­го кол­лек­ти­ва Борис Орлов вы­со­ко ценил та­лант Кали. В своих вос­по­ми­на­ни­ях Борис Алек­сан­дро­вич писал: «Пение на­род­но­го певца было ис­крен­не и за­ду­шев­но. Сло­вес­ная сти­хия песни пре­дель­но осмыс­ли­ва­лась пев­цом. Звук слу­жил ему сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти, а не целью. Не зная языка, можно было по­нять, о чем он пел.» С 1933-го по 1945 год Кали Бай­жа­нов про­ра­бо­тал со­ли­стом в Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те. В 1936 году он был участ­ни­ком Пер­вой Де­ка­ды ка­зах­ской ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства в Москве.

7. В ра­ри­тет­ном из­да­нии «500 ка­зах­ских песен и кюев» под ре­дак­ци­ей А. За­та­е­ви­ча есть нот­ные за­пи­си му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний Кали Бай­жа­но­ва. Его вы­да­ю­щи­е­ся за­слу­ги в деле раз­ви­тия ка­зах­ско­го на­ци­о­наль­но­го ис­кус­ства были не­од­но­крат­но от­ме­че­ны пра­ви­тель­ствен­ны­ми на­гра­да­ми: ему было при­сво­е­но зва­ние за­слу­жен­но­го ар­ти­ста Ка­зах­ской ССР, зва­ние на­род­но­го ар­ти­ста Рес­пуб­ли­ки.

8. Кали Бай­жа­нов яв­ля­ет­ся одним из ос­но­ва­те­лей Ка­ра­ган­дин­ской об­ласт­ной фи­лар­мо­нии, он внес не­оце­ни­мый вклад в раз­ви­тие му­зы­каль­но­го ис­кус­ства об­ла­сти. Ре­ше­ни­ем Со­ве­та Ми­ни­стров Ка­зах­ской ССР Ка­ра­ган­дин­ской фи­лар­мо­нии при­сво­е­но имя вы­да­ю­ще­го­ся певца. В об­ласт­ном ис­то­ри­ко-кра­е­вед­че­ском музее хра­нят­ся до­ку­мен­ты, фо­то­гра­фии из се­мей­но­го ар­хи­ва, лич­ные вещи — чапан и дом­б­ра на­род­но­го ар­ти­ста.

Аб­за­цы 4 и 6 со­дер­жат ответ на во­прос

1) В какой кол­лек­тив был при­глашён Кали Бай­жа­нов в на­ча­ле 30-х годов XX века?
2) Какие и чьи песни вхо­ди­ли в ре­пер­ту­ар вы­да­ю­ще­го­ся певца?
3) В какой пе­ри­од К. Бай­жа­нов ра­бо­тал со­ли­стом в Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те?
4) В каком го­ро­де про­хо­ди­ла Пер­вая Де­ка­да ка­зах­ской ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства?
5) Кто вы­со­ко оце­нил пев­че­ское ма­стер­ство Кали Бай­жа­но­ва?
14.  
i

КАЛИ БАЙ­ЖА­НОВ

1. Кали Бай­жа­нов  — ка­зах­ский певец, на­род­ный ар­тист Ка­зах­ской ССР. ро­дил­ся в 1877 году в ме­стеч­ке Кия-Куль Ба­я­на­уль

ского рай­о­на Пав­ло­дар­ской об­ла­сти. Кали рано ли­шил­ся ро­ди­те­лей, по­знал нужду и труд­но­сти. Рано начал свою тру­до­вую де­я­тель­ность. В Эки­ба­сту­зе он ра­бо­тал шахтёром, затем ка­мен­щи­ком в Жел­тау.

2. При­ро­да ода­ри­ла его са­мо­быт­ным го­ло­сом. На Ко­ян­дин­ской яр­мар­ке про­изо­шла встре­ча мо­ло­до­го певца с из­вест­ным акы­ном и ком­по­зи­то­ром Жа­ры­л­га­п­бер­ды. По­езд­ки вме­сте с по­этом по аулам, встре­чи с Бир­жан-салом, Жаяу Мусой и дру­ги­ми пев­ца­ми от­кры­ли перед юным та­лан­том бо­га­тый мир му­зы­ки ка­зах­ско­го на­ро­да.

3. Важ­ней­шим со­бы­ти­ем в его жизни стала по­езд­ка в аул Абая Ку­нан­ба­е­ва и встре­ча с ним. Кали ис­пол­нил песни «Ардак» и «Топай кок» Жа­ры­л­га­п­бер­ды. Кра­си­вые ме­ло­дич­ные на­пе­вы про­зву­ча­ли в юрте Абая, и долго все вспо­ми­на­ли об этих мгно­ве­ни­ях с вос­хи­ще­ни­ем.

4. В ре­пер­ту­ар певца вхо­ди­ли песни «Жан­бо­та» Бир­жа­на, «Ха­у­лау» Жаяу Мусы и дру­гие. Ис­пол­ни­тель­ское ма­стер­ство Бай­жа­но­ва вы­со­ко це­ни­ли ком­по­зи­тор Ахмет Жу­ба­нов, эт­но­граф Алек­сандр За­та­е­вич.

5. Кали Бай­жа­нов участ­во­вал в твор­че­ском са­мо­де­я­тель­ном кон­кур­се пев­цов в Се­ми­па­ла­тин­ске, ра­бо­тал в Ка­зах­ском те­ат­ре драмы, при­нял уча­стие в кон­цер­те «Эт­но­мир», вы­сту­пал на сцене Боль­шо­го те­ат­ра.

6. Один из пев­че­ских кол­лек­ти­вов, воз­ник­ший при Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те в на­ча­ле 30-х годов XX века, — это хор ра­дио­ко­ми­те­та. Сюда при­гла­си­ли со­ли­стом Кали Бай­жа­но­ва. Пер­вый ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель хо­ро­во­го кол­лек­ти­ва Борис Орлов вы­со­ко ценил та­лант Кали. В своих вос­по­ми­на­ни­ях Борис Алек­сан­дро­вич писал: «Пение на­род­но­го певца было ис­крен­не и за­ду­шев­но. Сло­вес­ная сти­хия песни пре­дель­но осмыс­ли­ва­лась пев­цом. Звук слу­жил ему сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти, а не целью. Не зная языка, можно было по­нять, о чем он пел.» С 1933-го по 1945 год Кали Бай­жа­нов про­ра­бо­тал со­ли­стом в Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те. В 1936 году он был участ­ни­ком Пер­вой Де­ка­ды ка­зах­ской ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства в Москве.

7. В ра­ри­тет­ном из­да­нии «500 ка­зах­ских песен и кюев» под ре­дак­ци­ей А. За­та­е­ви­ча есть нот­ные за­пи­си му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний Кали Бай­жа­но­ва. Его вы­да­ю­щи­е­ся за­слу­ги в деле раз­ви­тия ка­зах­ско­го на­ци­о­наль­но­го ис­кус­ства были не­од­но­крат­но от­ме­че­ны пра­ви­тель­ствен­ны­ми на­гра­да­ми: ему было при­сво­е­но зва­ние за­слу­жен­но­го ар­ти­ста Ка­зах­ской ССР, зва­ние на­род­но­го ар­ти­ста Рес­пуб­ли­ки.

8. Кали Бай­жа­нов яв­ля­ет­ся одним из ос­но­ва­те­лей Ка­ра­ган­дин­ской об­ласт­ной фи­лар­мо­нии, он внес не­оце­ни­мый вклад в раз­ви­тие му­зы­каль­но­го ис­кус­ства об­ла­сти. Ре­ше­ни­ем Со­ве­та Ми­ни­стров Ка­зах­ской ССР Ка­ра­ган­дин­ской фи­лар­мо­нии при­сво­е­но имя вы­да­ю­ще­го­ся певца. В об­ласт­ном ис­то­ри­ко-кра­е­вед­че­ском музее хра­нят­ся до­ку­мен­ты, фо­то­гра­фии из се­мей­но­го ар­хи­ва, лич­ные вещи — чапан и дом­б­ра на­род­но­го ар­ти­ста.

Ответ на во­прос «На каких из­вест­ных сце­нах вы­сту­пая Кали Бай­жа­нов?» со­дер­жит­ся в аб­за­це

1) 1
2) 2
3) 4
4) 3
5) 5
15.  
i

КАЛИ БАЙ­ЖА­НОВ

1. Кали Бай­жа­нов  — ка­зах­ский певец, на­род­ный ар­тист Ка­зах­ской ССР. ро­дил­ся в 1877 году в ме­стеч­ке Кия-Куль Ба­я­на­уль

ского рай­о­на Пав­ло­дар­ской об­ла­сти. Кали рано ли­шил­ся ро­ди­те­лей, по­знал нужду и труд­но­сти. Рано начал свою тру­до­вую де­я­тель­ность. В Эки­ба­сту­зе он ра­бо­тал шахтёром, затем ка­мен­щи­ком в Жел­тау.

2. При­ро­да ода­ри­ла его са­мо­быт­ным го­ло­сом. На Ко­ян­дин­ской яр­мар­ке про­изо­шла встре­ча мо­ло­до­го певца с из­вест­ным акы­ном и ком­по­зи­то­ром Жа­ры­л­га­п­бер­ды. По­езд­ки вме­сте с по­этом по аулам, встре­чи с Бир­жан-салом, Жаяу Мусой и дру­ги­ми пев­ца­ми от­кры­ли перед юным та­лан­том бо­га­тый мир му­зы­ки ка­зах­ско­го на­ро­да.

3. Важ­ней­шим со­бы­ти­ем в его жизни стала по­езд­ка в аул Абая Ку­нан­ба­е­ва и встре­ча с ним. Кали ис­пол­нил песни «Ардак» и «Топай кок» Жа­ры­л­га­п­бер­ды. Кра­си­вые ме­ло­дич­ные на­пе­вы про­зву­ча­ли в юрте Абая, и долго все вспо­ми­на­ли об этих мгно­ве­ни­ях с вос­хи­ще­ни­ем.

4. В ре­пер­ту­ар певца вхо­ди­ли песни «Жан­бо­та» Бир­жа­на, «Ха­у­лау» Жаяу Мусы и дру­гие. Ис­пол­ни­тель­ское ма­стер­ство Бай­жа­но­ва вы­со­ко це­ни­ли ком­по­зи­тор Ахмет Жу­ба­нов, эт­но­граф Алек­сандр За­та­е­вич.

5. Кали Бай­жа­нов участ­во­вал в твор­че­ском са­мо­де­я­тель­ном кон­кур­се пев­цов в Се­ми­па­ла­тин­ске, ра­бо­тал в Ка­зах­ском те­ат­ре драмы, при­нял уча­стие в кон­цер­те «Эт­но­мир», вы­сту­пал на сцене Боль­шо­го те­ат­ра.

6. Один из пев­че­ских кол­лек­ти­вов, воз­ник­ший при Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те в на­ча­ле 30-х годов XX века, — это хор ра­дио­ко­ми­те­та. Сюда при­гла­си­ли со­ли­стом Кали Бай­жа­но­ва. Пер­вый ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель хо­ро­во­го кол­лек­ти­ва Борис Орлов вы­со­ко ценил та­лант Кали. В своих вос­по­ми­на­ни­ях Борис Алек­сан­дро­вич писал: «Пение на­род­но­го певца было ис­крен­не и за­ду­шев­но. Сло­вес­ная сти­хия песни пре­дель­но осмыс­ли­ва­лась пев­цом. Звук слу­жил ему сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти, а не целью. Не зная языка, можно было по­нять, о чем он пел.» С 1933-го по 1945 год Кали Бай­жа­нов про­ра­бо­тал со­ли­стом в Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те. В 1936 году он был участ­ни­ком Пер­вой Де­ка­ды ка­зах­ской ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства в Москве.

7. В ра­ри­тет­ном из­да­нии «500 ка­зах­ских песен и кюев» под ре­дак­ци­ей А. За­та­е­ви­ча есть нот­ные за­пи­си му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний Кали Бай­жа­но­ва. Его вы­да­ю­щи­е­ся за­слу­ги в деле раз­ви­тия ка­зах­ско­го на­ци­о­наль­но­го ис­кус­ства были не­од­но­крат­но от­ме­че­ны пра­ви­тель­ствен­ны­ми на­гра­да­ми: ему было при­сво­е­но зва­ние за­слу­жен­но­го ар­ти­ста Ка­зах­ской ССР, зва­ние на­род­но­го ар­ти­ста Рес­пуб­ли­ки.

8. Кали Бай­жа­нов яв­ля­ет­ся одним из ос­но­ва­те­лей Ка­ра­ган­дин­ской об­ласт­ной фи­лар­мо­нии, он внес не­оце­ни­мый вклад в раз­ви­тие му­зы­каль­но­го ис­кус­ства об­ла­сти. Ре­ше­ни­ем Со­ве­та Ми­ни­стров Ка­зах­ской ССР Ка­ра­ган­дин­ской фи­лар­мо­нии при­сво­е­но имя вы­да­ю­ще­го­ся певца. В об­ласт­ном ис­то­ри­ко-кра­е­вед­че­ском музее хра­нят­ся до­ку­мен­ты, фо­то­гра­фии из се­мей­но­го ар­хи­ва, лич­ные вещи — чапан и дом­б­ра на­род­но­го ар­ти­ста.

Пер­вый ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель хора ра­дио­ко­ми­те­та

1) Ахмет Жу­ба­нов
2) Борис Орлов
3) Жаяу Муса
4) Алек­сандр За­та­е­вич
5) Кали Бай­жа­нов
16.  
i

КАЛИ БАЙ­ЖА­НОВ

1. Кали Бай­жа­нов  — ка­зах­ский певец, на­род­ный ар­тист Ка­зах­ской ССР. ро­дил­ся в 1877 году в ме­стеч­ке Кия-Куль Ба­я­на­уль

ского рай­о­на Пав­ло­дар­ской об­ла­сти. Кали рано ли­шил­ся ро­ди­те­лей, по­знал нужду и труд­но­сти. Рано начал свою тру­до­вую де­я­тель­ность. В Эки­ба­сту­зе он ра­бо­тал шахтёром, затем ка­мен­щи­ком в Жел­тау.

2. При­ро­да ода­ри­ла его са­мо­быт­ным го­ло­сом. На Ко­ян­дин­ской яр­мар­ке про­изо­шла встре­ча мо­ло­до­го певца с из­вест­ным акы­ном и ком­по­зи­то­ром Жа­ры­л­га­п­бер­ды. По­езд­ки вме­сте с по­этом по аулам, встре­чи с Бир­жан-салом, Жаяу Мусой и дру­ги­ми пев­ца­ми от­кры­ли перед юным та­лан­том бо­га­тый мир му­зы­ки ка­зах­ско­го на­ро­да.

3. Важ­ней­шим со­бы­ти­ем в его жизни стала по­езд­ка в аул Абая Ку­нан­ба­е­ва и встре­ча с ним. Кали ис­пол­нил песни «Ардак» и «Топай кок» Жа­ры­л­га­п­бер­ды. Кра­си­вые ме­ло­дич­ные на­пе­вы про­зву­ча­ли в юрте Абая, и долго все вспо­ми­на­ли об этих мгно­ве­ни­ях с вос­хи­ще­ни­ем.

4. В ре­пер­ту­ар певца вхо­ди­ли песни «Жан­бо­та» Бир­жа­на, «Ха­у­лау» Жаяу Мусы и дру­гие. Ис­пол­ни­тель­ское ма­стер­ство Бай­жа­но­ва вы­со­ко це­ни­ли ком­по­зи­тор Ахмет Жу­ба­нов, эт­но­граф Алек­сандр За­та­е­вич.

5. Кали Бай­жа­нов участ­во­вал в твор­че­ском са­мо­де­я­тель­ном кон­кур­се пев­цов в Се­ми­па­ла­тин­ске, ра­бо­тал в Ка­зах­ском те­ат­ре драмы, при­нял уча­стие в кон­цер­те «Эт­но­мир», вы­сту­пал на сцене Боль­шо­го те­ат­ра.

6. Один из пев­че­ских кол­лек­ти­вов, воз­ник­ший при Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те в на­ча­ле 30-х годов XX века, — это хор ра­дио­ко­ми­те­та. Сюда при­гла­си­ли со­ли­стом Кали Бай­жа­но­ва. Пер­вый ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель хо­ро­во­го кол­лек­ти­ва Борис Орлов вы­со­ко ценил та­лант Кали. В своих вос­по­ми­на­ни­ях Борис Алек­сан­дро­вич писал: «Пение на­род­но­го певца было ис­крен­не и за­ду­шев­но. Сло­вес­ная сти­хия песни пре­дель­но осмыс­ли­ва­лась пев­цом. Звук слу­жил ему сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти, а не целью. Не зная языка, можно было по­нять, о чем он пел.» С 1933-го по 1945 год Кали Бай­жа­нов про­ра­бо­тал со­ли­стом в Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те. В 1936 году он был участ­ни­ком Пер­вой Де­ка­ды ка­зах­ской ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства в Москве.

7. В ра­ри­тет­ном из­да­нии «500 ка­зах­ских песен и кюев» под ре­дак­ци­ей А. За­та­е­ви­ча есть нот­ные за­пи­си му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний Кали Бай­жа­но­ва. Его вы­да­ю­щи­е­ся за­слу­ги в деле раз­ви­тия ка­зах­ско­го на­ци­о­наль­но­го ис­кус­ства были не­од­но­крат­но от­ме­че­ны пра­ви­тель­ствен­ны­ми на­гра­да­ми: ему было при­сво­е­но зва­ние за­слу­жен­но­го ар­ти­ста Ка­зах­ской ССР, зва­ние на­род­но­го ар­ти­ста Рес­пуб­ли­ки.

8. Кали Бай­жа­нов яв­ля­ет­ся одним из ос­но­ва­те­лей Ка­ра­ган­дин­ской об­ласт­ной фи­лар­мо­нии, он внес не­оце­ни­мый вклад в раз­ви­тие му­зы­каль­но­го ис­кус­ства об­ла­сти. Ре­ше­ни­ем Со­ве­та Ми­ни­стров Ка­зах­ской ССР Ка­ра­ган­дин­ской фи­лар­мо­нии при­сво­е­но имя вы­да­ю­ще­го­ся певца. В об­ласт­ном ис­то­ри­ко-кра­е­вед­че­ском музее хра­нят­ся до­ку­мен­ты, фо­то­гра­фии из се­мей­но­го ар­хи­ва, лич­ные вещи — чапан и дом­б­ра на­род­но­го ар­ти­ста.

Вер­ная ин­фор­ма­ция о Кали Бай­жа­но­ве

1) ос­но­ва­тель Пав­ло­дар­ской фи­лар­мо­нии
2) ис­пол­нял песни Бир­жа­на, Жаяу Мусы
3) в Эки­ба­сту­зе ра­бо­тал ка­мен­щи­ком
4) не был зна­ком с Абаем Ка­нун­ба­е­вым
5) ро­дил­ся в Ка­ра­ан­дин­ской об­ла­сти
17.  
i

КАЛИ БАЙ­ЖА­НОВ

1. Кали Бай­жа­нов  — ка­зах­ский певец, на­род­ный ар­тист Ка­зах­ской ССР. ро­дил­ся в 1877 году в ме­стеч­ке Кия-Куль Ба­я­на­уль

ского рай­о­на Пав­ло­дар­ской об­ла­сти. Кали рано ли­шил­ся ро­ди­те­лей, по­знал нужду и труд­но­сти. Рано начал свою тру­до­вую де­я­тель­ность. В Эки­ба­сту­зе он ра­бо­тал шахтёром, затем ка­мен­щи­ком в Жел­тау.

2. При­ро­да ода­ри­ла его са­мо­быт­ным го­ло­сом. На Ко­ян­дин­ской яр­мар­ке про­изо­шла встре­ча мо­ло­до­го певца с из­вест­ным акы­ном и ком­по­зи­то­ром Жа­ры­л­га­п­бер­ды. По­езд­ки вме­сте с по­этом по аулам, встре­чи с Бир­жан-салом, Жаяу Мусой и дру­ги­ми пев­ца­ми от­кры­ли перед юным та­лан­том бо­га­тый мир му­зы­ки ка­зах­ско­го на­ро­да.

3. Важ­ней­шим со­бы­ти­ем в его жизни стала по­езд­ка в аул Абая Ку­нан­ба­е­ва и встре­ча с ним. Кали ис­пол­нил песни «Ардак» и «Топай кок» Жа­ры­л­га­п­бер­ды. Кра­си­вые ме­ло­дич­ные на­пе­вы про­зву­ча­ли в юрте Абая, и долго все вспо­ми­на­ли об этих мгно­ве­ни­ях с вос­хи­ще­ни­ем.

4. В ре­пер­ту­ар певца вхо­ди­ли песни «Жан­бо­та» Бир­жа­на, «Ха­у­лау» Жаяу Мусы и дру­гие. Ис­пол­ни­тель­ское ма­стер­ство Бай­жа­но­ва вы­со­ко це­ни­ли ком­по­зи­тор Ахмет Жу­ба­нов, эт­но­граф Алек­сандр За­та­е­вич.

5. Кали Бай­жа­нов участ­во­вал в твор­че­ском са­мо­де­я­тель­ном кон­кур­се пев­цов в Се­ми­па­ла­тин­ске, ра­бо­тал в Ка­зах­ском те­ат­ре драмы, при­нял уча­стие в кон­цер­те «Эт­но­мир», вы­сту­пал на сцене Боль­шо­го те­ат­ра.

6. Один из пев­че­ских кол­лек­ти­вов, воз­ник­ший при Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те в на­ча­ле 30-х годов XX века, — это хор ра­дио­ко­ми­те­та. Сюда при­гла­си­ли со­ли­стом Кали Бай­жа­но­ва. Пер­вый ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель хо­ро­во­го кол­лек­ти­ва Борис Орлов вы­со­ко ценил та­лант Кали. В своих вос­по­ми­на­ни­ях Борис Алек­сан­дро­вич писал: «Пение на­род­но­го певца было ис­крен­не и за­ду­шев­но. Сло­вес­ная сти­хия песни пре­дель­но осмыс­ли­ва­лась пев­цом. Звук слу­жил ему сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти, а не целью. Не зная языка, можно было по­нять, о чем он пел.» С 1933-го по 1945 год Кали Бай­жа­нов про­ра­бо­тал со­ли­стом в Ка­ра­ган­дин­ском ра­дио­ко­ми­те­те. В 1936 году он был участ­ни­ком Пер­вой Де­ка­ды ка­зах­ской ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства в Москве.

7. В ра­ри­тет­ном из­да­нии «500 ка­зах­ских песен и кюев» под ре­дак­ци­ей А. За­та­е­ви­ча есть нот­ные за­пи­си му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний Кали Бай­жа­но­ва. Его вы­да­ю­щи­е­ся за­слу­ги в деле раз­ви­тия ка­зах­ско­го на­ци­о­наль­но­го ис­кус­ства были не­од­но­крат­но от­ме­че­ны пра­ви­тель­ствен­ны­ми на­гра­да­ми: ему было при­сво­е­но зва­ние за­слу­жен­но­го ар­ти­ста Ка­зах­ской ССР, зва­ние на­род­но­го ар­ти­ста Рес­пуб­ли­ки.

8. Кали Бай­жа­нов яв­ля­ет­ся одним из ос­но­ва­те­лей Ка­ра­ган­дин­ской об­ласт­ной фи­лар­мо­нии, он внес не­оце­ни­мый вклад в раз­ви­тие му­зы­каль­но­го ис­кус­ства об­ла­сти. Ре­ше­ни­ем Со­ве­та Ми­ни­стров Ка­зах­ской ССР Ка­ра­ган­дин­ской фи­лар­мо­нии при­сво­е­но имя вы­да­ю­ще­го­ся певца. В об­ласт­ном ис­то­ри­ко-кра­е­вед­че­ском музее хра­нят­ся до­ку­мен­ты, фо­то­гра­фии из се­мей­но­го ар­хи­ва, лич­ные вещи — чапан и дом­б­ра на­род­но­го ар­ти­ста.

Во­прос, на ко­то­рый можно, от­ве­тить, ис­поль­зуя ин­фор­ма­цию тек­ста

1) Какие твор­че­ские кол­лек­ти­вы вхо­дят а со­став Кон­церт­но­го объ­еди­не­ния им. К. Бай­жа­но­ва?
2) Какие зва­ния были при­сво­е­ны Кали Бай­жа­но­ву?
3) Какую на­гра­ду имеет Кали Бай­жа­но­ва за са­мо­от­вер­жен­ный труд н годы ВОВ?
4) Чем твор­че­ство К. Бай­жа­но­ва от­ли­ча­ет­ся oт ка­зах­ских пев­цов стар­ше­го по­ко­ле­ния?
5) Со сколь­ки лет К. Бай­жа­нов начал учить­ся пе­сен­но­му и му­зы­каль­но­му ис­кус­ству?