Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — грамотность чтения
Задания
i

1. На­уч­ная фан­та­сти­ка яв­ля­ет­ся самым важ­ным ли­те­ра­тур­ным жан­ром, так как имен­но она «со­от­вет­ству­ет» духу вре­ме­ни... Все наи­бо­лее важ­ные про­бле­мы на­ше­го вре­ме­ни — это про­бле­мы на­уч­ной фан­та­сти­ки. Со­ставь­те для себя спи­сок таких про­блем. Я тоже со­став­лю. А те­перь срав­ним наши спис­ки.

2. Уве­рен: в этих спис­ках фи­гу­ри­ру­ет про­бле­ма вза­и­мо­дей­ствия че­ло­ве­ка и ма­ши­ны, а в связи с ней и про­бле­ма нрав­ствен­но­сти, мо­ра­ли, ко­то­рая ор­га­нич­но вы­те­ка­ет из та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия. Ис­то­рия на­уч­ной фан­та­сти­ки — это ис­то­рия идей, ко­то­рые из­ме­ня­ли мир, но ко­то­рые сна­ча­ла были осме­я­ны и от­верг­ну­ты. По­яс­ню эту мысль.

3. Че­ло­век убе­дил­ся в том, что пред­ска­за­ния на­уч­ной фан­та­сти­ки сбы­ва­ют­ся, толь­ко когда уви­дел ма­лень­кие ме­тал­ли­че­ские звез­доч­ки, пу­те­ше­ству­ю­щие по небу с за­па­да на во­сток и впи­сы­ва­ю­щие новые витки в при­чуд­ли­вый узор Но­во­го Вре­ме­ни.

4. Все до­сти­же­ния науки и тех­ни­ки, при­нес­шие за по­след­ние пять­де­сят лет поль­зу или вред че­ло­ве­че­ству, за­дол­го до этого ро­ди­лись в го­ло­ве пи­са­те­ля-фан­та­ста.

5. На­сту­пи­ли се­рьез­ные вре­ме­на. И на­уч­ная фан­та­сти­ка осо­бен­но нужна сей­час по­то­му, что де­ла­ет по­пыт­ки изу­чить каж­дую новую ма­ши­ну за­дол­го до того, как она по­явит­ся и нач­нет раз­ру­шать или пе­ре­стра­и­вать нас и окру­жа­ю­щий мир.

6. Сей­час, когда мы почти пол­но­стью со­бра­ли уро­жай тех­ни­че­ских нов­шеств, нам не­об­хо­ди­мо вы­ра­бо­тать какие-то нормы вза­и­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и тех­ни­ки, чтобы не ока­зать­ся не­со­сто­я­тель­ны­ми перед лицом бу­ду­ще­го.

7. Пла­тон по­ве­дал нам о своем го­су­дар­стве-мечте. Пи­са­те­ли-фан­та­сты впо­след­ствии также изоб­ра­жа­ли го­су­дар­ства стали, элек­три­че­ства и атом­ной энер­гии, ко­то­рые сде­ла­ют нас дру­ги­ми. В этом кон­крет­ном мире за­те­рян­ной в кос­мо­се Сол­неч­ной си­сте­мы мы яв­ля­ем­ся су­ще­ства­ми, ко­то­рые ста­ра­ют­ся лучше узнать и по­нять себя, су­ще­ства­ми, ко­то­рые пы­та­ют­ся со­здать ма­ши­ны, об­ла­да­ю­щие нашим ра­з­умом, спо­соб­ные ви­деть, слы­шать, ощу­щать мир лучше нас и — на­де­юсь — более доб­рые. Это поз­во­ли­ло бы про­длить жизнь нашей пла­не­ты еще на два мил­ли­ар­да лет, если мы до­бьем­ся гар­мо­нич­но­го со­су­ще­ство­ва­ния с со­здан­ны­ми нами ма­ши­на­ми.

8. Мо­же­те ли вы на­звать более ве­ли­кую цель, чем эта?

Идеи на­уч­ной фан­та­сти­ки вна­ча­ле были

1) сфор­ми­ро­ва­ны и во­пло­ще­ны
2) осме­я­ны и от­верг­ну­ты
3) про­ана­ли­зи­ро­ва­ны и при­ме­не­ны
4) ис­сле­до­ва­ны и внед­ре­ны